Интервью и беседы

Беседа В. Губатова с А. Айдакиным


Александр Айдакин, 28 лет.



1997-2000 - звукорежиссёр концертного зала ННГУ
2001-2008 инженер и разработчик систем Public Adress в КРЦ "Корона"
Начиная с 2003 года - сотрудничество в разработке проектов и эксплуатации с инженерами "Свет.Звук.Консалтинг."
2003-2008 - звукорежиссёр и супервайзер КРЦ "Апельсин"
2004-2008 - главный инженер по звуковому оборудованию КРЦ "Золотой Павлин"
Параллельно FOH :
2001 - 2002 - "Элизиум"
2002 - 2003 - "Палата Люкс"
2003 - 2005 - "Наив"
2005 - по сей день "Spitfire"
2005 - 2008 "SPB Ska Jazz Review"
2008 - ..... "Ленинград" ( мониторный звукорежиссёр )
2008 - по сей день "Рубль"


- Привет, Саня. Поехали? В свободной форме?

- Привет. Ок, сейчас будет тебе форма свободная.

- Вот что расскажи. Звукорежиссура - уникальное сочетание технического и творческого. В каких пропорциях у тебя это находилось, когда ты первые концерты начал озвучивать?

- Когда именно начинал, толком не было ни того, ни другого, было только неуёмное желание учиться и работать. Единственное, что было - это знание звучания практически любого инструмента в любой усилитель и более менее профильные знания, вынесенные из института.

- То есть, ты из музыкальной среды, как я понял
?

- Я работал год у Лёни и Юры Кац, в комиссионке музыкальных инструментов. Про музыкальную "карьеру" до этого умолчу.

- Бесценный опыт.У тебя была редкая возможность "потрогать" хорошие инструменты и железяки.


- Это точно, такой концентрации дорогих и редких инструментов на единице площади тогда было не найти.

- Возможно, сегодня тоже такого не найти
.

- Найти! Я нашёл - уникальная коллекция инструментов и оборудования - на студии Vintage Records

- Согласен. я тоже был впечатлён!

- Оригинальные Fairchild и Pultec, Fender - ы 60 - 70-х годов - в огромном количестве и далее по списку.

- Какие впечатления у тебя были после первого живого концерта , который ты провел за пультом?

- ... ( употреблено выражение, означающее "удивление на грани потери рассудка" ). Клянусь! Не желание сгореть со стыда, а именно ... ( снова это выражение ).

- В виде восторга или растерянности?

- Ну не растерянности точно. В виде волнения и адреналина. Я совсем недавно перестал выкуривать пачку
сигарет за концерт

- Алан Карр?

- Нет. Стал выкуривать полпачки.

- А старт был случайным или нет? Как ты попал за пульт и кто был жертвой, помнишь?

- Нет, не случайным - группа "Элизиум" были старыми знакомыми и я напросился помочь им на концерте в клубе "Свалка".

- Что ты знал об этом до того, как взялся помогать?

- В теории - практически всё. То есть компрессор от гейта отличал прям сразу почти и был "бесценный" опыт работы с самодеятельностью в университете. Плюс напомню про кац-товары.

- Что было неожиданным и самым трудным в реальности?


- " Так, так, а дай ещё в мониторы вон того замечательного левого оверхеда и гитары и трубу и бэк вокал и бас ещё! О блин, а теперь голоса не слышно, добавь голоса! Как? Как это больше некуда?! Я не слышу же вообще ничего!!!" . Красные такие лампочки и сработавшая защита на усилителях Peavey PV4C

- Адреналин, да! Как складывалось дальше?

- А дальше понеслось - через 3 концерта я оказался на "Нашествии" - ещё один выплеск адреналина и пачка сигарет за короткий сет. И выработалась концепция: если зовут кого-то порулить - не отказываться никогда вообще и не от чего, кроме минидиска. Плюс у меня появились знакомые в компании ISPA , которые сквозь пальцы смотрели на то, что я практически жил у них порой возле рэков с оборудованием и всё время что-то крутил, тестировал. За "смотрение сквозь пальцы"огромное спасибо Андрею Михайлову и Мише Макарову.

- Подбираемся к инсталляциям, к инженерной части карьеры . Тут адреналина меньше. Что привлекло?


- Не что, а кто - Сергей Горюнов ( послужной список : Тальков, от колыбели до могилы, "Браво", "Мастер", Шуфутинский, Московская филармония, "Crossroads", в данный момент - технический директор КРЦ "Корона" ). Когда я пришёл работать инженером в "Корону" , то , помимо обычных комбиков, микрофонов, в ведении оказалась умопомрачительная система Public Adress на ультрасовременных тогда Allen&Heath DR66 - зонных микшерах, ведомых компьютером. Всё это быстренько было освоено и в скором времени меня стали привлекать к инсталляциям подобных систем. А поскольку этим естественно не ограничивались заведения - дальше начался концертный звук ( и свет отчасти ), бесконечные каталоги - выставки, сравнение и запоминание свойств того или иного оборудования.

- Работа в поле тоже присутствовала параллельно?


- Всё всегда было в параллели, причём в параллели - это в лучшем случае. Обычно всё было вперемешку - убегаешь со смены, с работы и, сломя голову, несёшься на концерт, потом бежишь обратно.



- В "Апельсин" ты пришел уже с опытом богатым, как я понимаю

- Не то чтобы уж богатым, скажем так: опыт был. Самый расцвет этого опыта начался как раз в "Апельсине" к этому моменту я уже вовсю гастролировал с группой "Наив".

- И снова уникальная возможность наблюдать за работой коллег, в том числе и западных.

- Большей частью западных.

- Что произвело впечатление?

- Разнообразие подходов. И то, что "богатые тоже плачут": несколько раз европейские и американские специалисты устраивали такое шапито, что не в сказке сказать... Но были очень крепкие профи. Плюс, если ты заметил, "Апельсин" всё время менялся, мы искали пути достижения максимального результата из того, что нам досталось. Я не знаю, помнишь ты или нет, но первоначально все сабы в клубе были в бетонных отливах. По рекомендации одного из "самых известных мастеров звука страны, с "именем, которое известно всем". Называть не буду, прочтёт, сам догадается и пусть ему будет стыдно. Хотя стыдно ему не будет.
Проблема была в том, что эти сабы звучали абсолютно антимузыкально и в принципе не слушались никаких способов контроля. То есть, ты режешь 80, а она сначала вообще не режется, а потом совсем пропадает

- Двоичная система - или есть или нет )


- Именно. На память мы оставили 4 таких под сценой, работающих от 60 до 20 герц - пинок под дых они обеспечивали отлично на всей длине зала, а стенные сабы мы через полгода заменили на корпусные конструкции того же мастера звука.

- Как реагировали западные крепкие профи? Советовали они что-нибудь по исправлению ситуации?

- Вообще на западе редкий звукорежиссер ещё и системный инженер. Поэтому было только "нравится - не нравится". С появлением нормальных ( более - менее ) сабов, ситуация стала получше, осталась проблема банальная: нехватка громкости.

- Это я застал. Когда надо бы ещё немножко совсем, но всё уже и так почти в красном секторе

- Наша система до замены на линейный массив обеспечивала 103-105 дб SPL Aw в зоне FOH а, например, звукорежиссёр "Nazareth" любит сильно погромче, видимо сказываются лимиты громкости в европейских клубах, и тут он оттягивался - стрелки VUметров гнулись, упёршись в ограничители.



- Руководство тяжело было уговаривать на апгрейды?


- Нет. Мы просто перематывали драйверы с частотой раз в месяц и, к концу жизни той системы, у нас было две неперемотанных колонки. Плюс очевидно было, что надо двигаться вперед и мы достаточно оперативно заменили всю систему. На моей памяти так не было ни в одном клубе, ни при одних владельцах. Конечно, мы порой напоминали картину "дятел на скале" и нас было проще пристрелить, чем отвязаться.

- Главное - результат.

- Кровью подписываюсь. Но всё равно есть люди, для которых "Апельсин" - говноклуб с говнозвуком. У меня ответ один на такое: "ИДИ И СДЕЛАЙ ЛУЧШЕ! " Тебе про выбор массива рассказать?

- Конечно.

- Next LA12C выбрали про причине вменяемого соотношения цена / качество плюс, потому что это точная копия однокалиберного массива Martin Audio W8LC серии, естественно, с другими динамиками. Плюс была возможность потестировать аппарат перед приобретением

- Пригодились выставки и изучение новинок?

- Скорее знакомство с поставщиками и прокатами. Уже на тот момент Next вовсю работал на Красной площади в прокате у г-на Алесковского и отлично, надо заметить, работает и по сей день. Вообще может найтись масса вопросов у ценителей звука к колонкам этого производителя, но ему нельзя отказать в антивандальности

- Стойкий к русскому веселью?

- За полтора года эксплуатации в режиме 20 мероприятий в месяц - ни одного сгоревшего динамика

- Мотальщики пищалок понесли финансовые потери


- Нет, потому что старые порталы стали мониторами

- ха-ха


- В них поменяли драйверы на новые и те начали с новой силой полыхать

- Не дали, значит, погибнуть голодной смертью :)

- Нет конешно, но уже тогда я начал задумываться о том что,монитор 800 вт и 130 макс SPL - великое добро

- На тот момент какие группы доверяли тебе звук в зале?

- Spiritfire, SkaJazzReview - из родных, постоянных и масса артистов в "Апельсине", которые по каким-то причинам забывали звукорежиссёра.

- "Апельсин" - тепличное место. А приходилось ведь наверняка кататься по минным полям?

- Я - король минных полей ! Можно прям перечислять: Ярославль - клуб "Партизан", Псков - твой любимый "Тир", Самара - "Бумажная Луна", Барнаул - "Зебра", Красноярск - "Осьминог" и тд и тп

- Как обороняешься?
.
- А я не обороняюсь. Есть несколько секретов, например, советую учиться комбинировать прямой звук со сцены со звуком из порталов. Практически всегда у меня с собой дежурный набор микрофонов: бочка senn901 и d112 , малый - b56, всегда с собой 2-3 SM57х, b57, такие вещи как MXR Bass DI и H&K Red box Classic. Компрессию с собой возить неоправданно тяжело, тем более сейчас практически все могут предоставить DBX 166 - я могу вполне на этом отработать. Голосовые процессоры - был Symetrix 528E, потом его не стало.

- У меня такая же печальная история )


- Сейчас мучаюсь выбором Track One от SPL и опять же 528

- Больше нет приборов с такими развитыми возможностями, как у 528 (я о задней панели его )

- Да, это точно. А из эффектов долго таскал Sony 55-ю - старый, несколько смешной процессор. Потом надоело. У моих артистов такая музыка, что там количество обработки не важно совершенно

- Ну мне, как правило, хватает какого-нибудь room и delay, обычно и то и другое везде есть

- Именно. Ну, если говорить о превосходной степени и эталоне аутбордов-консолей-микрофонов, то меня понесёт. :)

- Ты перечислял клубы - "минные поля". Хорошие примеры есть, где тебе понравилось?


- Конешно :) "Апельсин" :) "Главклуб". Б1. "Огни Уфы" - в Уфе. "Телеклуб" и "Хиллс 18/36" в Екатеринбурге. "Гоголь" московский реально стал любимой небольшой площадкой. С "Матрицей" в Нижнем Новгороде тоже не возникало проблем никогда.

- "Зал ожидания" в Питере отличный открылся

- Да, да. Забыл про него. "А2" в Питере тоже нравится

- Вообще, многое от персонала зависит, бесспорно

- От персонала зависит всё!

- Вопрос громкости всегда волнует народ. Как ты определяешь грань между громко и слишком громко? Некоторые пользуются измерителями , например?

- Ну, в конечном счете грань определяю я для себя сам. Всё зависит от музыки, это раз. И потом ты сам слышал.. Если на сцене ревёт Mesa/Boogie Dual Rectifier с ручками вправо, то сначала его надо попытаться переорать. А недовольных тем, что слишком громко, направляю на концерт Metallica ( 130дб в фанзоне ) и на концерты массы других коллективов.

- Приходилось рулить на таких уровнях?

- Приходилось на 120. К тому же, громкость - вопрос концепции и тд и тп. Те же Depeche Mode - очень негромко, можно было спокойно разговаривать в зале - и осудить не могу никого ни за "тихо" ни за "громко", это их право, они хозяева положения. А людям, которые ходят на концерты, а потом неделями трут в интернете о том, "какое говно группа и клуб", а потом снова идут туда же и на ту же группу - гореть в аду. Когда ко мне подходят из зала и говорят: "а чё та мне вона тама не слышна чё та райда нижнего", я приглашаю за пульт сразу. Никто не соглашается.

- Собственно качество звука на концерте - тоже очень субъективная вещь. Мне как-то пришлось столкнуться с прямо противоположными отзывами об одном и том же концерте. У тебя есть какие-то к себе самому применямые критерии хорошо - плохо?

- Конечно. Я всегда знаю, когда обосрался и не стесняюсь признать это и виноватых не ищу на стороне

- Но встречаются разные ситуации - сложная акустика, проблемы с аппаратом - ты выкручиваешься, добиваешься вроде максимума возможного , но люди недовольны, они же не знают об исходных. Переживаешь в таких случаях?

- Не особо. Расслабляюсь и получаю удовольствие. Шутка. Конечно, есть переживания, но последнее время принимающая сторона беспощадно нагибается. И не только с "Рублём", а вообще с группами, с которыми я работаю. Нам не так много надо для качественного концерта в принципе.

- Как, кстати, с прокатчиками обстоят дела? Обрисуй ситуацию, как ты её видишь


- Есть 2 типа прокатчиков.
1. Ребята, честно работающие и делающие дело своё очень качественно на любом мало - мальски путном оборудовании, пусть и не высшего класса. С такими дружу и поддерживаю отношения.
2. Люди, которые демпингуют, лишь бы урвать кусок, а потом звонят и говорят: "а зачем тебе этот микрофон, у нас нету такого, мы тебе поставим другой или усилитель гитарный или мониторы, ты что, на этом не сможешь отработать?" Таким- FUCK OFF!
Есть замечательное русское слово "шаромыжники", вот это про таких людей. Не ваше дело (собачье), на чём я могу или не могу, ваше дело - до последнего провода выполнить райдер, а не рассуждать о великих.

- Насколько жёсткий райдер ты составляешь группе,с которой сотрудничаешь?

- Жёсткий по потребностям артиста. Есть минимум, ниже которого я не опущусь никогда

- Много ли ограничений?

- Да нет. Я не буду работать на пультах Midas Venice и AH Wizard и на всём, что ниже этого говна по классу. Я не буду работать на alesis, behringer и alto, не будут стоять барабаны за 600 долларов, на барабанах не будут стоять демопластики, усилители будут именно такие, какие написаны, потому что это важная составляющая построения звука у нас

- А что с цифрой?

- Отличные взаимотношения. Я понимаю, что наболело у всех к M7CL , вроде и пульт, а вроде и не пульт :)

- О семёрке давай не будем. Есть предпочтения?

- Предпочтения есть. Это Vi4 у Soundcraft ( 20 мин - и как родной ) и Profile у Digidesign. Midas не пишу умышленно - очень дорого потому что. Yamaha 5-ка на фоне Vi и Profile не нравится.

- Digico?


- SD8 - категорически не нравица, в рейтинге я бы его поставил даже ниже M7CL. D5 нравится, но тоже очень дорого

- Все, что нравится - дорого. Даже одежда )

- Cкажем так: неоправданно дорого, так будет правильней

- АH iLive ?


- По мне - говно говном. Allen Heath не тем увлеклись

- При варианте равного по уровню выбора аналог - цифра - на чем остановишься?

- А так не бывает. К сожалению, равная по качеству цифра - вдвое дороже аналога, но я понимаю, о чем ты. Остановлюсь на аналоге, если сольник и на цифре, если фестиваль или суппорт

- Продолжая тему райдера - какие-то есть принципиально жесткие условия?

- Ну я говорил, что есть уровень, ниже которого - всё, никак. И усилители гитарные..Ну ты понял.

- Чёрного списка нет? Угрожающих надписей "Mackie не предлагать"?

- Есть. Mackie хуже, чем Venice

- И что в списках? )

- Говнобарабаны, говноусилители, говнопульты и говноколонки

- По акустике есть предпочтения?

- Конешно. Очень люблю MeyerSound, MartinAudio, L-Ac (перечисляю в процессе убывания любви). Совсем не люблю Turbosound, итальянцев, испанцев

- что про Dynacord и EV?

- С уважением отношусь, так же как к d&B, но не моё

- JBL?

- Да, пропустил. Тоже люблю, Vertec - отличные массивы для любителей погромче. Вообще люблю массивы, они позволяют не думать о том что не хватит - всегда хватает.

- По аутбоарду какие предпочтения?

- Последнее время люблю dbx160а, BSS DPR и klark teknik DN

- drawner?

- Нет. Что-то с ним случилось. Бывали случаи, когда я выдирал с матом drawner и втыкал dbx. Я работал с их старыми приборами, поэтому уверенно говорю, что сейчас что-то не так стало у них.

- Ну а новые серии 8 канальные сейчас модные стали - presonus, klark teknik вот выпустил такую же серию ( Square ONE )?

- ДРОВА

- Спасибо

- drawner тоже выпустил и тоже ДРОВА

- Некоторые настолько не понимают моей неприязни к klark teknik Square ONE , что считают меня глухим просто. "Это же "Klark Teknik" - ты просто не разобрался"

- Например кто? Побалагурим с такими, а то ты порой уж вежлив больно.

- Если человеку комфортно в своем ощущении - пусть будет счастлив. :) Можешь описать свой идеальный вариант аппарата для зала в 1500-2000 мест?

- Да. Meyer Milo 16 boxes Meyer HP700 16 boxes - для меня meyer - идеальный выбор. Ну могу не на мейер саунде:) Пульт - Midas Heritage 3000. Гейты Drawmer DS 501, компрессоры предпочёл бы наверное BSS DPR 402, channel strip для вокала - точно был бы SPL Channel One. Обработка - просил бы TC m3000, 2 Eventide Eclipse и TC 2290. Как-то так. Ответил на вопрос?

- Вполне ) Настраивал бы тоже сам?


- РА?

- Да. Как ты обычно делаешь?

- Обычно делаю по ситуации. Если звучание устраивает - даже не смотрю в сторону эквалайзера - процессоров, если нет, то залезу везде. Естественно, что первоначально было бы правильно полагаться на опыт эксплуатации владельцев аппарата

- С чем чаще сталкиваешься - с необходимостью лезть везде или хватает эквалайзера?

- Иногда даже эквалайзер не нужен, всё играет сразу, иногда не помогает вообще ничего :) И тех и других примеров очень много.

- Засчитываем ничью? :)

- Совершенно точно

- По моим ощущениям, ситуация улучшается год за годом. Очень толковые парни встречаются все чаще


- Честно могу сказать, что вообще не испытываю практически нигде неудобств. Ты совершенно прав, индустрия вышла на довольно высокий уровень

- Давай о музыке?

- Давай :)

- Музыканты как-то корректируют звук зальный?

- В этом смысле мне достаточно давно доверяют полностью. Не помню. чтоб кто-нибудь из наших ходил в зал или слушал концертную запись

- Ты когда сводишь звук на концерте - ориентируешься на студийные записи группы?

- Нет. Для меня это разные, если не сказать "совершенно разные" вещи. То есть, я могу ввернуть пару фишек с дилеями, которые понравились в записи, на концерте, но в остальном концерт для меня - совершенно другое по эмоциям психологическое пространство.

- Ты вот упомянул про эмоциональную сторону концерта В этой связи - на каких площадках тебе больше всего нравится работать? ОпенЭйры, большие клубы, маленькие..Атмосфера какая ближе?


- Нравится на самом деле везде. Это вызов и тебе и артистам - не провалиться на стадионе, играя большей частью по маленьким клубам. Проверка на прочность

- Насколько сильная разница - рулить стадион или клуб?

- А ты сам как думаешь:)

- Я даже знаю :)


- Ну вот:) Она, скажем так, есть :) В клубе ты в каждом микрофоне обнаруживаешь всё, что у тебя есть на сцене. На больших площадках - совершенно иначе, никаких кросстолков, всё индивидуализировано, до крайности и соответственно технология меняется :)


- Пользуешься ли аудиотестерами?


- Неа. Третьоктавный анализатор - вещь слегка бестолковая, по моему мнению, а анализаторы с более высоким разрешением стоят других денег совсем. Я не видел анализаторов Terra Sonde ни у кого на полянах в этой стране. :) Да и за рубежом не видел тоже

- Музыкой порталы проверяешь? Какие треки на тестовом диске?

- Иногда проверяю, иногда нет. Сейчас полетят кирпичи в меня, но - на тестовом iPod - Faith No More - Midlife Crisis, Peeping Tom - We're not Alone

- Ты покатался, как я понимаю, по европам?


- Ага

- Расскажи впечатления?

- Самое главное впечатление - зря в России обливают грязью клубы и аппарат в них. Для подобных скептиков: посетите берлинский СО36 или венский Gasgolder. Эти клубы - одни из самых больших в городах. И вы увидите в одном - GAE DIrector по 2 колоночки на сторону при вместительности зала 1000 человек, а в другом - Martin Audio, выпущенный в году, в котором я родился (1980), полное отсутствие бэклайна ( что привёз, на том и играешь ), сильной степени ушатанности аутборд и микрофоны. А про маленькие клубы и говорить нечего - несравнимо с той же, всем не нравящейся, "Икрой". У нас, в сравнении - получше во всех отношениях. Спроси у того же Андрея Алякринского про США, ответ будет примерно тем же.



Андрей Алякринский ("tequilajazzz", студия "ДОбролёт"):

- Правду говорит: в небольших американских клубах очень часто монофоническая PA система, и самодельный аппарат очень распространен. Например, в Нью- Йорке, в знаменитом клубе ELBOW ROOM ( уже закрытом ) аппарат был самопальный, в CBGB - тоже. И нигде нет никакого бэклайна, группа всё возит с собой. Так что я согласен с тем, что у нас очень часто можно встретить гораздо более благоприятные условия. Вот.



- Что с персоналом?

- Персонал раз на раз не приходится, тоже бывают неспешные ребята, но в общем и целом всё отлично было.

- Волшебства не обнаружено, как я понимаю :)

- Никакого

- В чём вообще волшебство, есть тайные знания ? :)

- Волшебство - на сцене, тут я не открою никому никаких тайн.

- А секреты настройки порталов и барабанов как же?

- Это не секреты, а профессионализм обычный

- Что у нас с образованием профессиональным на твой взгляд?

- А его нет просто. Проще учиться в окопах, без навязанного мнения. При всём уважении к РАМ, там не знают и десятой части музыки, которая выходит на свет Божий каждый день. Или не хотят знать? Плюс, иногда работают самые идиотские, на первый взгляд, вещи, до которых можно допереть только самому. Или подсмотреть. Например, SM58 в бочке. Один. Вот нравится человеку так и упрекнуть его невозможно.

- Главное результат, повторюсь

- И я повторюсь :) Но вместе с тем, пригодятся знания из основ акустики и электроники :)

- Короче, рекомендуешь сразу за пульт?


- Рекомендация - жить этим, чтобы это было не только работой, а в общем-то смыслом жизни. Я для себя так это вижу.

- Поддержу! Но какой минимум ты считаешь, должен быть для старта?

- В идеале - устроиться мотать провода в приличный прокат и проявлять заинтересованность во всём, что происходит . Дальше - таскать колонки.:) И года за 2 можно отлично выучить всю матчасть

- А если еще параллельно почитывать и подруливать знакомых...

- Вот - вот.

- Были коллеги, которые тебе прям мощно советом помогли? У меня вот частенько так - пересекаешься на площадке - посмотрел - спросил и получаешь прямо подарок в виде какого-то приема и тп - у тебя,думаю так же?

- Yes! Например, когда- то я узнал, что барабаны надо настраивать - с удовольствием этим знанием пользуюсь :)

- Да, все секреты - банальные истины )

- Номер с Х/У микрофонами на малом подсмотрен у Metallica :)

- На меня в своё время произвели впечатление два канала микрофона параллельных. До сих пор пользуюсь, один для мониторов, второй в миксе, эквализация и компрессия разные.

- Ну это даже не обсуждается, когда нет мониторного пульта

- Как ты, кстати, предпочитаешь работать - с мониторным пультом или сам контролируешь мониторные миксы?

- С учётом того, что я в "Ленинграде" был именно мониторным инженером, предпочитаю с мониторным.
Единственная тонкость - линия вокалиста. Ты сам видел - голоса там столько, что у нормального человека выпадают зубы. :)

- Что насчет ушного мониторинга?

- Вещь нужная, но не всем нравится

- Ты бы пользовался, при возможности, удобней же, когда мониторов нет вообще? Или нет?

- Ну нет, я же не певец :) Мне возможно и удобней, но почему моё мнение в этом вопросе должно быть интересно артистам? :) Представляешь, если б гитарист тебе внезапно стал бы рекомендовать например, пульт? Моё видение вопроса такое: я всё равно не могу ничего противопоставить Mesa/Boogie Dual Rectifier, что бы я не делал:)

- : )

- Поэтому, это берётся как данность и пляшется от неё

- Ну я имею в виду, например такое: иногда вот встречаю, например, басистов, требующих снимать бас каким-то им приятным способом микрофоном или с директа или то и то. у тебя же могут быть свои соображения


- Погоди. Это другое немного. В таком случае басисту будет предложено пойти за пульт или по меньшей мере в деталях обосновать, почему так, а не так, как люблю я. У меня, правда, таких моментов не было.

- Т.е. ты за строгое разделение функций?

- Нашим абсолютно неинтересно, как я снимаю бас.

- Я не даю в долг, а они не торгуют семечками? )


- Именно:) Тут у меня политика такая, что звукорежиссёр такой же свой человек, как и гитарист, например. Мы - семья и всё решается шутками - прибаутками, если что - все всё понимают.

- Ты сейчас говоришь о группе-семье, тут понятно

- Ну, а когда не так - боюсь, мне не место в такой группе

- Но вот ты клубный звукорежиссер и приходят к тебе люди незнакомые. Ты через это проходил.


- Да. И политика такая: я делаю всё для того, чтобы вы прозвучали хорошо, а вы не лезьте в технические детали. Как только мне скажут, что я не так снимаю малый барабан - я перечислю все места во всех песнях, где он слажал.

- А если не слажает?

- Значит, у него будет свой звукорежиссёр. Ну я правда, не сталкивался с группами, которые бы пытались перечить мне. Однажды администратор группы, выступающей в "Апельсине" пришел на пульт и сказал, что бочка с басом не играет (а своего звукорежиссёра у них в тот момент не было). Моментально мастер вниз и предложение пройти за пульт и сделать чтоб играло. Пришлой команде без звукорежиссёра в клубе я принципиально ничего не должен и результат будет только при человеческих нормальных отношениях.

- Как обстоят дела с мониторными миксом?

- Мне везёт с артистами, которые уже всё поняли давным давно и в мониторах обычно - голос и обозначения инструментов. Иногда веселюсь на чужих чеках, когда кто-нибудь говорит: "а что у меня в передней линии бооочка такая пукающая ?" А какой ей ещё там быть? В кабинете с 12хой? Или с 15хой? Из которого всё герц от 160 вниз плавненько срезается, как правило?

- В "Ленинграде" при таком скоплении народа на сцене - сколько мониторных линий ты использовал?


- 9 миксов: центральный вокал, брасс - секция, 2 микса бэк-вокалов, бас-гитара, барабаны, клавишные и сайдфиллы. Иногда перкуссионист под настроение просил себе отдельную линию

- Приходилось сокращаться иногда?

- Неа. Максимум - отмена сайдфиллов

- Сейчас сколько пользуешь? 4?


- Да

- Возите с собой бэклайн какой-нибудь?


- Нет, всё заказывается на поляне

- Сбоев не бывает?

- Нет

- Комбик специфический - везде находят?

- Да. Порой с пререканиями и руганью, но везде.

- созваниваешься заранее с площадками?

- Естественно

- Чем интересуешься в первую очередь, что для тебя главное?


- Получили ли они райдер :) И внимательно ли они его прочитали.

- Можешь по разговору определить, будут проблемы или нет?


- Могу определить. Если начинается разговор в духе "а чего вы столько всего просите, неужто нельзя отработать на том, что есть" - проблемы будут обязательно. Если я прошу 115 дб на пульте при +6 на индикаторах ,то не потому что мне очень нравятся эти цифры. Вообще, рассуждающие прокатчики и технические директора заведений - зло! Что может быть проще: у тебя есть - ты ставишь, у тебя нет - берешь в аренду в другом месте или вообще отказываешься.

- Прокатчики ссылаются на урезание бюджетов организаторами


- Давайте телефон организаторов! Мне всё равно с кем говорить

- Обеспечение технического райдера полностью на тебе?

- С точки зрения контроля за выполнением - да, полностью на мне

- А слышал ли про случаи отказа от концерта при невыполненном райдере?


- Нет. Ну то есть, если ясно, что ничего не изменится - понятно, что играть надо. Но потом организаторы много нового узнают о себе.

- Тем не менее, такие случаи позволяют потом ссылаться на прошедший концерт и говорить - "у нас на этом наборе выступала группа такая-то и все было хорошо". Что по этому поводу думаешь?

- Аргументы, достойные сельской местности. Не говорите мне что делать и я не скажу, куда вам идти..

- Что в таких случаях рекомендуешь?

- Смотря кому. Организаторам таким - сгореть в аду настоятельно рекомендую. А если ты за пультом и ничего не изменить - то с гордостью отработать на дровах :)

- А музыкантам - терпения )

- Вселенского, воистину :) Ну я рекомендую на стадии переговоров с площадкой получать четкие ответы на поставленные вопросы

- "У нас все работают и никто не жалуется, вы первые" )


- Ну дальше начинается разговор минут на 40

- Бороться до последнего


- Именно! Ну и посуди сам: поставят мне мало мониторов - гарантия 90 процентов, что я их сожгу к чёртовой матери! А если ещё и испортят настроение, то точно сожгу и винить будут потом себя, потому что никто мне не объяснит, почему я не должен делать громче

- Ну и подытоживая разговор - что народу пожелаешь?

- Всем терпения, взаимопонимания, профессионализма, адеквата и помните - мы все делаем одно дело - режем одно большое буратино! :)

- Спасибо тебе за потраченное время, удачи!

- Приходите на концерты!
________________________________________

Ближайший концерт группы "Рубль" 3 апреля в клубе Б2.