Музыкальные инструменты

Струнные

Впервые опубликовано в Живом Журнале Андрея Волкова

Rickenbacker Bass

С самых истоков прогрессивного рока бас-гитара Рикенбакера стала одним из важнейших элементов, определявших звучание ведущих представителей жанра. Первая модель инструмента 4000 появилась в 1957 году и имела всего один звукосниматель, но уже в 1961 году на суд публики была представлена следующая модификация 4001, которая имела в своём арсенале уже два звукоснимателя и послужила по сути стандартом, на котором были основаны все последовавшие представители славного семейства басовых Рикенбакера. Самая первая модификация 4000 при этом была снята с производства лишь в середине 80-х годов прошлого столетия. Отличительное звучание инструмента было основано на целом ряде особенностей дизайна, благодаря которым он заметно выделялся на общем фоне. Самыми известными музыкантами, игравшими на этой бас-гитаре были Крис Сквайр (Yes), Гедди Ли (Rush), Гэри Стрейтер (Starcastle) и конечно же незабвенный Пол Маккартни, исполнивший на Рикенбакере басовые партии для легендарного альбома "Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band" (1967).

Одной из самых важных особенностей инструмента стала его конструкция. Её разработчиком стал знаменитый немецкий специалист Роджер Россмайсль. Рикенбакер стал первой бас-гитарой в основе которой был использован принцип "Neck-Through-Body": кленовая доска проходила вдоль всего инструмента, при этом с каждой стороны располагались "крылья", сделанные также из клёна, что завершало формирование корпуса. Именно эта цельная основа, на которой были установлены все остальные необходимые элементы, стала залогом потрясающего акустического эффекта, при котором звучание гитары в чём то напоминало рояль.

Другим важным элементом безусловно были звукосниматели. Надо заметить, что их модификация конечно же претерпела определённые технологические изменения с течением времени, что можно видеть на прилагающихся фотографиях. Здесь, в частности, изображена бас-гитара середины 70-х, принадлежавшая Крису Сквайру (жёлтый корпус), а также более поздняя модель Jet-Black 4003 (чёрный корпус). Звучание первого инструмента в большой мере определяло то, что струны постоянно соприкасались с металлической основой адаптеров, в то время как звукосниматели второго имели уже хромированное покрытие, что несомненно давало определённое преимущество музыкантам при игре.

Самой распространённой модификацией Рикенбакера на данный момент является четырёхструнная 4003 Deluxe, разработанная и выпущенная на рынок в начале 80-х. Инструмент имеет две системы выходного устройства: стандартную Monaural и особую "Rick-O-Sound", при которой звук с двух адаптеров поступает на разные усилители, что является не слишком практичной задумкой. Имеются 5-ти и 8-ми струнные модификации, а также безладовая модель, однако они весьма редко встречаются в свободной продаже и производятся как правило на заказ.

Zon Hyperbass

Эта бас-гитара является безладовым инструментом и разработана особым образом для изменения настроек. Она была создана для и при участии Майкла Мэнринга, который во время игры отдавал предпочтение настройке E A E A, тогда как стандартом является сочетание E A D G. Гриф инструмента необычайно длинный, что делает диапазон каждой струны размером в три октавы. Другой интересной особенностью является глубокий вырез в корпусе, дающий музыканту лёгкий доступ к нижней части грифа, без необходимости резко вскидывать руку при игре. Для быстрой перенастройки по ходу выступления бас-гитара оснащена четырьмя колками в верхней части и двумя рычагами, расположенными на подставке. Один из рычагов служит для общей настройки, а другой может изменять тональность лишь определённых струн. Поскольку Мэнринг порой очень высоко настраивал струны своего инструмента, они имеют небольшую толщину, чтобы снизить давление на шейку гитары.

Впервые этот инструмент прозвучал на альбоме Мэнринга "Drastic Measures". Весьма внушительная цена бас-гитары в 5400 долларов позволяет лишь самым маститым и состоятельным басистам оценить все достоинства этого продукта. Для сравнения, подобная четырёхструнная безладовая модель Fender Jazz стоит 2100 долларов, а при почтовом заказе может быть снижена до 1500 долларов. Однако если вы имеете достаточно глубокие карманы, то всегда можете заказать на сайте производителя Zon инструмент с необходимыми вам характеристиками. В свободной продаже эта бас-гитара появляется крайне редко.

Electric Violin

При игре на электрической скрипке используется смычок и инструмент зажимается подбородком, что абсолютно идентично способу игры на акустическом аналоге. Конечно можно добавить звукосниматели на акустическую скрипку и таким образом электрифицировать её, однако новое семейство чисто электрических скрипок (одна из которых, производства фирмы Electric Violin Lutherie, представлена на фото) пользуется сейчас наибольшей популярностью в прог-роковой среде.

Подобные инструменты обладают замечательной выразительностью, что делает их подобными акустическим скрипке или гитаре, а с другой стороны имеются преимущества электрической оснастки, как у электрогитары. В частности, инструмент имеет в своём арсенале широкий спектр разнообразных звуковых эффектов. Прибавив ко всему возможность перебирать, скрести и заглушать струны во время игры, мы получим воистину непревзойдённый инструмент в руках истинного виртуоза.

Самые известные "электроскрипачи" это безусловно Жак-Люк Понти, Джерри Гудмен (оба бывшие участники знаменитой команды Mahavishu Orchestra) и Эдди Джобсон (UK, Curved Air). Однако в прог-роковых и джазовых кругах достаточно и других замечательных музыкантов, использующих этот инструмент.

Nevborn Sleipner 8-String Guitars

Слейпнер - это имя мифического восьминогого коня верховного бога древних скандинавов Одина. Неплохой выбор наименования для восьмиструнной скандинавской гитары. Фредерик Невборн является шведским мастером и занимается изготовлением инструментов по спецзаказу. Имеется две разновидности его фирменных гитар. Первая - Sleipner 1 имеющая следующую тональную настройку: A D G C F Bb D G (снизу вверх); вторая - Sleipner XL (см. фото) которая настроена таким образом: F Bb Eb Ab Db Gb Bb Eb.

Sleipner XL в частности использовалась известным гитаристом Фредериком Тордендалем из команды Meshuggah. Струна этого инструмента длиннее, чем у обычной электрогитары, что придаёт её звучанию особую чистоту и глубину с множеством обертонов при "чистой" игре, а если применить эффект искажения, то звук становится весьма раскатистым и велярным. Цена продукта конечно кусается (3000 долларов), однако она может меняться в зависимости от модификации и к тому же не стоит забывать, что этот инструмент производится полностью вручную, а мастер Невборн готов обстоятельно обсудить все тонкости напрямую с заказчиком.

Stick (a.k.a. Chapman Stick)

"Стик" это десятиструнный инструмент (либо двенадцатиструнный "Гранд Стик"). Играют на нём с двух краёв одновременно при этом, как бы постукивая по струнам. Эта техника (известная под названием "хаммеринг") используется при игре на электрогитаре со времён Джими Хендрикса, однако именно "стик" был специально разработан с учётом этой особенности. Можно играть на "стике", как на гитаре, когда струны повёрнуты наружу и музыкант ударяет по ним с обеих сторон грифа, а можно установить инструмент рабочей поверхностью к себе и ударять по струнам сверху вниз. Некоторые исполнители меняют позицию в зависимости от композиции, которую в данный момент исполняют.

Используя две руки, гитарист теоретически способен сыграть до 10 нот одновременно, ударяя по 10-ти струнам 10-ю пальцами. Однако, как правило, музыкант использует нижние струны для построения басовых линий, в то время, как пальцы на верхних струнах воспроизводят мелодию или аккорды. При этом возникают крайне замысловатые ритмические и мелодийные структуры, которые доступны лишь при игре на "стике", что даёт ему несомненное преимущество перед обычными электрогитарой или синтезатором. Совершенно естественно, что этот инструмент чрезвычайно популярен в среде прог-рокеров, смело экспериментирующих с его уникальными свойствами. Ярким примером, демонстрирующим "стик" во всей его красе, является вступительная секвенция на альбоме King Crimson "Discipline", сыгранная по всеобщему признанию лучшим мастером игры на этом инструменте Тони Левином.

Warr Guitar

Этот струнный инструмент весьма схож по принципу игры с уже знакомым нам "стиком". Здесь также применяется техника ударения по струнам. Однако, существуют отличия в структуре корпуса и расположении струн. Марк Варр и Эмметт Чэпмен (создатель "стика") имели между собой судебное разбирательство несколько лет назад, касающееся скорее не самих инструментов, а бизнеса и маркетинговой тактики. Слухи о том, что проблема была в нарушении авторского права в итоге не подтвердились и проблема была улажена довольно быстро.

Гитара Варра имеет 8-ми, 12-ти и 14-ти струнные модификации (14-ти струнный Phalanx изображён на фото). Не имеется стандартной настройки, или скорее существует целый ряд стандартных настроек, однако сам Варр призывает исполнителей самим находить оптимальный вариант для себя. Излишне говорить, что экспериментальная сущность инструмента делает его естественным фаворитом для музыкантов, играющих прогрессивный рок.

Вероятно наиболее известным музыкантом, отдающим предпочтению данной гитаре, является Трей Ганн (экс-King Crimson), имеющий как специально изготовленную для него модель, так и названную в его честь настройку инструмента. Менее известны, однако не менее виртуозны во владении гитарой Варра Марк Кук (99 Names Of God, The Minefield) и Адам Левин (Dark Aether Project).


(по материалам GEPR – Gibraltar Encyclopedy of Progressive Rock)

Андрей Волков