Музыкальные инструменты

Клавишные

Впервые опубликовано в Живом Журнале Андрея Волкова

Mellotron

Самый известный синтезатор в истории прогрессивного рока. Наряду с Chamberlain является первым в мире сэмплером. Имел в своём арсенале 3-х дорожечную ленту* с записью различных инструментов для каждой клавиши. Нажимая на клавишу музыкант получал звук продолжительностью до 8 секунд. Выбор инструментов был разнообразным и можно было использовать самые разнообразные сочетания. Наиболее популярными звуками были струнные, флейты, медные духовые инструменты и хоровое пение.

Однако несмотря на всю красоту своего звучания имел меллотрон и большие недостатки, что привело к его скорому сходу со сцены. В частности существовала серьёзная проблема со звукоснимающими головками, которые приходилось очень часто чистить, а также имели дурную славу механизмы протяжки магнитной ленты, которые слишком часто заедали, особенно после долгого бездействия во время продолжительных гастрольных туров. Усугубляли дело громоздкость синтезатора и клавиатура, имевшая диапазон лишь в три октавы.

Многие современные прог-роковые коллективы используют т.н. "виртуальный меллотрон". Инструмент способен воспроизводить оригинальные записи легендарного синтезатора, возвращённые к жизни благодаря использованию современных цифровых технологий. Синтезатор практически идентичен "живому" меллотрону, однако звук не имеет временных ограничений, иструмент имеет намного меньший вес, намного менее подвержен поломкам и конечно же имеет в своём арсенале сотни новых звуков, не доступных своему предшественнику. Тем не менее некоторые продолжают испытывать ностальгию по старому, доброму меллотрону. Поэтому этот инструмент всё ещё производится, хотя и в весьма ограниченных колличествах.

*кольцевую - Д.С.

ARP Solina String Ensemble

Появившись на прилавках магазинов в 1974 году ARP Solina String Ensemble был первым полностью электронным инструментом, ставшим попыткой логического развития меллотрона. Недостатков было предостаточно. Инструмент включал в себя примитивную систему настройки и страдал отсутствием возможности регулировать продолжительность звучания ноты. Он отличался очень низким звуком, особенно если сравнивать его с другими синтезаторами тех лет. Звучал очень искусственно по сравнению с тем же меллотроном и ему подобными инструментами, и вместе с тем не столь воздушно. На самом деле хорошо получалось извлечь лишь один звук - струнные (духовые явно не дотягивали до необходимого уровня). Тем не менее, простота и лёгкий вес инструмента следелали ARP Solina String Ensemble и ряд его наследников (ARP Quartet, Omni и Quadra) весьма популярным в конце 70-х и начале 80-х годов.

К сожалению, этот клавишный инструмент и его собратья стали популярными во время повального увлечения "диско", и благодаря этому факту в основном ассоциируются именно с диско-группами. Однако самое грандиозное присутствие этого знаменитого инструмента безусловно имеет место на альбоме "Dream Weaver" Гэри Райта. Использовали данный синтезатор и многие другие прог-роковые команды несмотря на тот факт, что он имел совершенно другую звуковую текстуру нежели наиболее распространённый в среде музыкантов меллотрон. Среди самых известных исполнителей, использовавших ARP Solina String Ensemble для создания своих симфонических структур можно назвать Pink Floyd (в частности инструмент был задействован во время записи альбома "Wish You Were Here"), Styx, OMD и Tangerine Dream.

ARP отличался очень низким звуком, особенно если сравнивать его с другими синтезаторами тех лет. Звучал очень искусственно по сравнению с тем же меллотроном и ему подобными инструментами, и вместе с тем не столь воздушно. На самом деле хорошо получалось извлечь лишь один звук - струнные (духовые явно не дотягивали до необходимого уровня).

На самом деле и струнные были слишком "канифольные" и "канифоль" приходилось замазывать реверами, которые тоже не отличались совершенством. Многие команды, "Арсенал", например, использовали инструмент не для имитации струнных, а как некую краску. - Д.С.

Birotron

Очередная попытка заменить набивший оскомину меллотрон. Изобретение Рика Уэйкмена и Дэвида Биро. Здесь присутствовали весьма внушительные технические новации. Уэйкмен уверяет, что было произведено лишь 35 экземпляров синтезатора, Биро вспоминает, что и того меньше - 13. Так или иначе инструменту не суждено было стать серийным продуктом, и на данный момент во всём мире осталось лишь несколько действующих биротронов. Даже один из создателей Уэйкмен не имеет в своей коллекции ни одного экземпляра!

Birotron можно услышать на альбомах Yes "Tormato" и Уэйкмена "Criminal Record".

Hammond Organ

Оригинальный орган Хэммонда был изобретён и сконструирован бывшим часовым мастером Лоренсом Хэммондом в 1935 году. Хэммонд создал собственную компанию по производству органов в городе Эванстоне, штат Иллинойс и своей целью поставил создание инструментов для различных увеселительных мест. На картинке выше представленна модель Hammond B3 (выпуска около 1950 года).

Идея тон-генераторов Хэммонда проста, как все гениальное. Электродвигатель с изменяемым числом оборотов, благодаря чему происходит настройка инструмента, вращает вал с насаженными на него зубчатыми колесами. Количество зубцов на шестерёнках в сочетании со скоростью вращения определяет высоту воспроизводимого звука. Благодаря различной форме зубцов этих своеобразных шестерен, можно переключать тембры и регистры. Шестерни вращаются в электромагнитном звукоснимателе, по конструкции схожим с гитарным.

Хэммод имеет в своём арсенале уникальный тяговый стержень, служащий для создания дополнительных тембровых сочетаний. Звук воспроизводимый инструментом состоит из основного музыкального тона и ряда гармоник, либо из нескольких звуков определённой частоты. Основной тон и до восьми гармоник достигаются и контролируются с помощью тяговых стержней и предварительно настроенных клавиш и кнопок. В дополнение ко всему многие модели данного органа имеют так называемый "ударный" режим, при котором достигается быстрый переход между определёнными гармониками. Все эти особенности в сочетании со знаменитым щелчком при работе с клавишами, который возникает благодаря механическим контактам, создают уникальное звучание Хэммонда. В основном этот звук ассоциируется теперь с творчеством знаменитого клавишника Кита Эмерсона, работавшего в своё время в популярных арт-роковых командах Nice и ELP, хотя достоинства органа были продемонстрированы должным образом и задолго до него такими известными джазовыми музыкантами 50-х годов, как Джимми Смит и Ричард "Грув" Холмс. Добавленные в звуковой арсенал инструмента эффекты искажённия (подобно электрогитаре) и вибрато-тремоло (внедрённый благодаря фирме Leslie) окончательно сформировали звук электрооргана 70-х. Именно с помощью этого инструмента творили свои шедевры такие великие клавишники прогрессивного рока, как уже упоминавшийся выше Кит Эмерсон (ELP), Рик Уэйкмен (Yes) и Тони Бэнкс (Genesis). Список поклонников Хэммонда можно очень долго продолжать.

Стандартная модель органа Хэммонда содержит в себе 61 клавишу и 25 педалей (концертная модель имеет 32 педали). Помимо прочего Хэммонд запатентовал электромеханическое устройство на основе циллиндрической пружины, призванное создавать искусственное эхо. Позже этот эффект был многократно воспроизведён в других электрических инструментах. В рок-музыке широко использовались модели органа Хэммонда B3, C3 и L100, имевшие похожий звук. Недостатком инструмента (как впрочем и большинства его собратьев тех лет) стали внушительные габариты, из-за которых возникали проблемы с транспортированием во время гастрольных поездок. В связи с этим сейчас производится большое количество легковесных электронных инструментов, симулирующих звук классического органа Хэммонда.

Fender Rhodes

Это электропиано являлось одним из важнейших инструментов в арсенале многих прог-роковых команд и джазовых музыкантов. Причиной тому служили хорошая транспортабельность, рояльная клавиатура, а также нежный, сочный звук. Все модели Fender Rhodes содержали в себе специально настроенные металлические стержни, которые вибрировали около звукоснимателя гитарного типа и создавали уникальный звук. Тон был очень прозрачным и чистым, подобным колокольчику и звучание инструмента совершенно отличалось от традиционного пианино. Ударяя сильнее по клавишам, музыкант мог извлекать обертона, звучавшие жёстче, насыщенней и раскатистей, что было результатом эффекта большей вибрации внутри механизма и лёгкой перегрузки электроники. Особенно это было характерно для низких тонов. Некоторые модели пиано содержали в себе механизм звукоизвлечения абсолютно повторявший пианино, когда молоточки ударявшие по стержням, заставляя их вибрировать. В то же время были и другие модификации инструмента, имевшие не такой совершенный механизм звукоизвлечения, но с другой стороны и меньший вес.

Многие рок-группы использовали этот инструмент, а некоторые, как например известная команда Magma сделали мягкое звучание Fender Rhodes краеугольным камнем своего звука. Весьма интересного эффекта можно добиться пропуская звук органа через устройство искажения электрогитары.

Еще один, часто используемый до сих пор способ записи rhodes-piano - через гитарный комб. Лучше всего, через родной Fender. - Д.С.

Moog Minimoog

Данный инструмент был впервые представлен на суд публики в 1970 году. "Минимуг" можно назвать "рабочей лошадкой" среди представителей синтезатороного семейства. На его счету наибольшее количество сольных партий, исполненных различными музыкантами прогрессивного рока. Инструмент имел лишь монофонический канал, что как-то компенсировалось тремя генераторами и фирменным фильтром Муга, и по общему признанию обладал почти что образцовым аналоговым звучанием. Не лишён был синтезатор конечно и недостатков. Особенно была известна нехорошая особенность генераторов, которые могли значительно фальшивить, особенно во время концертных выступлений, находясь под теплым излучением сценических прожекторов.

Среди известных клавишников, отдававших предпочтение "минимугу", стоит выделить Рика Уэйкмена (Yes), Юргена Фрица (Triumvirat) и Питера Барденса (Camel).

После долгих судебных разбирательств с корпорацией Moog Music по поводу коммерческого использования своего имени, Роберт Муг не так давно образовал свою собственную компанию и выпустил обновлённую версию своего синтезатора под названием Minimoog Voyager. Современная модификация инструмента содержит в себе все достоинства классического "минимуга" плюс обьёмную компьютеризированную память, расширенные возможности сэмплирования, внедрённую систему MIDI, и главное наконец то преодолена вечная проблемма нестабильности осцилляторов.

Orchestron

Vako Orchestron был задуман в качестве очередной замены "меллотрону" (сколько всё таки было желающих отправить старый добрый Mellotron на свалку истории:)). Здесь отсутствовала привычная магнитофонная лента для записи звука реальных инструментов, а в качестве носителей информации использовались вращающиеся оптические диски. Как ни забавно, но в основу работы этого профессионального инструмента легла технология применявшаяся изначально при изготовлении игрушечной клавиатуры Mattel's Optigan, в связи с этим качество звучания оставляло желать лучшего. Самое известное присутствие органа имеет место на альбоме группы Yes "Relayer", где на нём исполнил свои партии тогдашний клавишник команды Патрик Морац, использовавший "оркестрон" и на своём последующем сольнике "The Story Of I". На этих дисках синтезатор звучит неплохо благодаря кропотливой работе, проделанной в студии.

На фото изображён стандартный орган Orchestron 3 с ручным регистром клавиатуры. Вероятно это именно тот самый инструмент, который был изготовлен специально для Патрика Мораца.

Synthi AKS (и VCS3)

Британская фирма-изготовитель сего продукта EMS (Electronic Music Studios) является одним из пионеров на рынке синтезаторов. Специалисты компании разработали серию инструментов под названием Synthi, включавшую в себя электроорганы VCS3 (также известные как "Putney") и AKS (смотрите на фото). Обладая довольно пристойной функциональностью, эти синтезаторы имели очень большой плюс для своего времени, а именно были весьма портативными. Модель AKS была снабжена сенсорной клавиатурой, нелёгкой в использовании, но зато очень надёжной. Клавиатура имела "скоростную чувствительность", благодаря встроенному ударному сенсору, распределявшему управляющее напряжение, пропорционально той силе, с которой музыкант нажимал на клавиши. И эта технология существовала уже в 1971 году! Одной из интересных особенностей органа был специальный джойстик, выступавший в качестве основного контроллера в дополнение к клавиатуре, и служивший для создания уникальных фантастических звуков.

В арсенале синтезатора имелось три осциллятора, обеспечивавших очень плотный звук, сходный по своим характеристикам с Minimoog. Однако подобно всё тому же "мугу" имелась у данного органа и проблема отклонения от заданного ритма, что делало весьма проблематичным использование его для воспроизведения мелодии. Зато возможности для сэмплирования были вистину неисчерпаемы, и лишь намного более дорогостоящие инструменты наподобие Moog 3 или ARP 2600, могли соперничать здесь с AKS. В электроорган был вмонтирован специальный синтезатор, служивший для создания коротких секвенций, наподобие тех, которые можно услышать в композиции Pink Floyd "On The Run" (этого было возможно достичь используя модель VCS3). В последствии звуку можно было придать ещё большую замысловатость поворачивая ручки на передней панели управления. Современные цифровые синтезаторы лишены подобной функции! Большим недостатком было то, что у синтезатора остутствовала возможность запрограммировать сэмплы и музыканту приходилось просто записывать все необходимые параметры вручную.

В дополнение к вышеназванным Pink Floyd электроорганы AKS и VCS3 использовали в своём творчестве такие известные музыканты, как Брайан Ино, Жан-Мишель Жарр, Тодд Рундгрен и Тим Блэйк.

Vintage Keys

Фирма E-mu создала свою клавиатуру специально для тех, кто хотел добиться классического звучания, присущего органам 70-х и 80-х годов, но не желал возиться с громоздкими "меллотронами" и "хэммондами". Поборники чистоты звучания конечно скажут, что технология, основанная на сэмплировании никогда не сможет сравниться с оригинальным звучанием и по своему будут правы. Однако, взвесив все за и против можно признать, что подобные инструменты имеют право на существование и в пределах своих возможностей достигают великолепного качества.

Данный синтезатор умеет имитировать звучание таких знаменитых инструментов, как Hammond B-3, Wurlitzer Electric Piano, Fender Rhodes, Hohner Clavinet, Farfisa, Mellotron, Moog, Prophet, Oberheim OBX, Jupiter, Juno, 808, 809, ARP, Yamaha DX7 и CP70 и других. Vintage Keys является 61-клавишной клавиатурой, на данном же снимке представлена схожая по функциональности модификация Vintage Pro, основанная на технологии MIDI.

Сэмплер Vintage Keys используется большим количеством современных прог-роковых команд, включая Codice и Mangala Vallis.

(по материалам GEPR – Gibraltar Encyclopedy of Progressive Rock)

Андрей Волков