Музыкальные инструменты

Ударные музыкальные инструменты

Впервые опубликовано в Живом Журнале Андрея Волкова

 

Roto Tom

Ударная установка изображённая на данном фото является продукцией фирмы Remo, однако очень сходные модели выпускали и другие производители. Инструмент имел преимущественно синтетическое основание, натянутое на обруч, при этом отсутсвовал привычный для барабана цельный корпус, взамен которого использовался стальной каркас. Интересная особенность состояла в том, что исполнитель мог изменять настройку барабанов, вращая их благодаря особой конструкции рамы, на которой те крепились. Можно было заранее установить нужную тональность, или вращать ударные поверхности непосредственно во время выступления, добиваясь при этом очень интересных эффектов.

Модель Roto Tom отличается очень тонкой для ударного инструмента тональной настройкой, и благодаря этому способна воспроизводить полноценные мелодические структуры. Как правило этот комплект не используется отдельно, а служит частью большей ударной установки. Знаменитый барабанщик Билл Брафорд (Yes, King Crimson) зачастую использует Roto Tom в своём стандартном рабочем комплекте, иногда устанавливая при этом резонирующие колонки позади своего рабочего места для более глубокого звучания.


Simmons SDS5 Electronic Drums

Этот инструмент, имевший официальное наименование SDSV, стал по сути первой полноценной электронной ударной установкой. Конечно были попытки создать нечто подобное и ранее, в частности можно упомянуть Pearl Syncussion и Electro-Harmonix Space. Но эти модели служили скорее как дополнение для создания причудливых звуковых эффектов в комплекте обычных акустических барабанов.

Дэйв Симмонс имел совершенно другое видение, и хотел сделать ударный синтез по настоящему серьёзным и выразительным, что стало бы реальной альтернативой акустическим инструментам. В сотрудничестве с Ричардом Бёрджесом (в то время ударником поп-джазового коллектива Landscape) Симмонсу удалось разработать уникальный ударный синтезатор, дававший музыканту достаточно высокую степень контроля, что позволяло добиться индивидуального звучания. Было создано несколько модулей, каждый из которых содержал в себе осциллятор и генератор шумов, при разнообразном сочетании которых, исполнитель получал широкий спектр звуков барабана и других перкуссионых инструментов, а также специальных эффектов. Simmons SDS5 впервые был представлен на суд публики в 1982 году.

Стандартная модель SDSV имела 5 модулей. Они были весьма сходны по внешнему виду, и каждый из них имел регулировку уровня шума, тона, затихания, шумового тона (простой, статический фильтр), а также другие дополнительные уникальные функции. Однако, при всей схожести каждый модуль имел свойственные лишь ему параметры, оптимизированные для звука, который он был призван воспроизводить. Позднее Симмонс добавил в первоначальный комплект модули, имитировавшие звучание тарелок, однако, как и в других электронных ударных синтезаторах, звучание их оставляло желать лучшего и большинство барабанщиков отдавало предпочтение акустическим инструментам.

К сожалению Симмонса, как и многих других новаторов постигла неудача. Он не сумел выдержать острой конкуренции на рынке, даже не смотря на большую поддержку со стороны маститых музыкантов, в числе которых был знаменитый Билл Брафорд. Стоимость его инструмента была слишком высока и большинство ударников просто не могло позволить себе такую роскошь. Фирма Simmons, несмотря на отчаянные усилия, в итоге прекратила своё существование.

 

V-Drum

Этот инструмент являлся детищем знаменитой фирмы по производству музыкальных инструментов Roland и был по сути ударным синтезатором, создавая звуки барабанов с помощью электроники. Ударник обладал большой степенью контроля, и мог достаточно свободно изменять настройки звука и определять каким образом будет реагировать отдельный элемент на прикосновения его палочек. В дополнение ко всему многие модификации имели функцию общего программирования, благодаря чему музыкант мог нажатием всего одной кнопки кардинально изменить звучание всей ударной установки. Устройства вывода V-Drum были электронными, поэтому звук напрямую шёл на пульт микширования для записи. Благодаря этой же особенности ударной установки исчезала также необходимость использования дорогостоящих микрофонов во время концертных выступлений.

Помимо замечательных возможностей контроля, существовавших благодаря электронному оснащению, инструмент имел ещё одно важное преимущество. Он имел относительно лёгкий вес и был удобен для транспортировки. Собрать и разобрать V-Drum было намного проще, чем обычный комплект барабанов, что было важно для часто гастролирующих исполнителей. Хорошим качеством этой ударной установки было то, что её звучание не заглушало другие инструменты во время выступления в небольших помещениях. Другие участники группы могли чувствовать себя комфортно не повышая уровень звука своих инструментов до крайности лишь для того, чтобы соответствовать громкости барабанов. Главным недостатком, пожалуй, была не слишком удачная имитация тарелок. Эту проблему многие решали добавляя настоящие тарелки в стандартный набор V-Drum.

Данный инструмент получил широкое применение в среде исполнителей прогрессивоного рока. В частности можно упомянуть такие группы, как Nervewerks и 99 Names Of God.

Bodhran

Правильное произношение "бодрон". Традиционный ирландский ручной барабан. С древности при его изготовлении на деревянный обруч натягивалась козлиная шкура, однако в наше время часто используются и синтетические материалы. Размер в диаметре колеблется от 12 до 24 дюймов, а самый распространнёный равняется 18 дюймам. Для звучания бодрона характрен весьма низкий и гулкий тон. При игре музыкант одной рукой держит барабан за ручку, или пару скрещенных ручек, расположенных на задней поверхности инструмента, другой же наносит удары при помощи резной палочки, называющейся "битер". Как видно на фото, часто ударная поверхность барабана украшается ирландскими символами, либо кельтской вязью.

Нельзя сказать, что бодрон слишком уж часто используется группами прогрессивного рока, однако он несомненно является незаменимым инструментом для тех исполнителей, которые в своей музыке используют кельтские мотивы.

Vibraphone

Вибрафон является весьма любопытным гибридом в семействе перкуссионых инструментов. Это по сути ксилофон с металическими брусками, по которым наносят удары деревянными молоточками, однако инструмент имеет также вибрирующие трубки, расположенные под брусьями, которые выполняют функцию сходную с резонаторами органа. Каждая трубка снабжена вращающейся перегородкой, добавляющей эффект тремоло (не вибрато, как можно было бы подумать исходя из названия инструмента). Звук вибрафона очень воздушный и чрезвычайно мягкий. Добиться резкого звучания с помощью этого инструмента почти что не представляется возможным, что делает его не слишком привлекательным для исполнителей рок-музыки. Вибрафон пользовался большой популярностью среди джазовых музыкантов в 30-х и 40-х годах прошлого столетия. Главная заслуга в этом принадлежала Лионелю Хэмптону.

Вибрафон крайне редко находил себе место в высокотехнологичном саунде прогрессивного рока. Можно вспомнить эпизодическое, но весьма яркое присутствие инструмента в ранних альбомах знаменитых Gentle Giant (в частности "Octopus" и "Three Friends"). Среди других исполнителей, применявших в своём творчестве вибрафон, можно выделить трио Эда Мэкана Hermetic Science, выпустившее свой дебютный диск в 1997 году, а также проект Марка Ваньона Tunnels, стартовавший в 1993 году при поддержке басиста Brand X Перси Джонса.

Hermetic Science использовали вибрафон (иногда и маримбу) в качестве ведущего инструмента в своих истинно прог-роковых композициях, в то же время как Tunnels играет по сути фьюжн с заметными вкраплениями традиционного джаза. Звучание вибрафона стало основным элементом на первом альбоме Hermetic Science, в дальнейшем же музыканты группы стали уделять этому ударному инструменту заметно меньше внимания. В творчестве же Tunnels, напротив, вибрафон и по сей день занимает доминирующую позицию.

(по материалам GEPR – Gibraltar Encyclopedy of Progressive Rock)

Андрей Волков