Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты

впервые опубликовано в Живом Журнале Андрея Волкова

 

Theremin

Инструмент был изобретён в 1919 году русским физиком Львом Терменом (позднее поменявшим имя на Леон Теремин). Интересен он в первую очередь тем, что мог воспроизводить звук без какого-либо прикосновения. Когда музыкант подносил руку к вертикальной антенне тон возрастал*, при подобном же воздействии на горизонтальную антенну уменьшался уровень громкости. Благодаря покачиванию руками достигался эффект тремоло или вибрато в его единичном монофоническом тоне.

"Теремин" использовался такими знаменитыми исполнителями, как The Bonzo Dog Band, Led Zeppelin и Captain Beefheart. Наибольшую известность инструмент приобрёл благодаря своему использованию при записи звуковых дорожек к известным фантастическим кинофильмам 50-х и 60-х годов ("Day The Earth Stood Still", "Forbidden Planet").

В конце 20-годов прошлого столетия компания RCA выпустила около 500 "тереминов" (смотрите на фото). Пионер электронной музыки Роберт Муг конструировал инструменты марки Theremin в 60-х, изобрёв несколько разных модификаций. Его же компания Moog Music Inc. продолжает серийный выпуск данного инструмента и по сей день, в частности выпуская модель на основе технологии MIDI.

*повышался - Е.К.

E-Bow

Нельзя назвать данный продукт полноценным музыкальным инструментом. Скорее это своего рода приспособление, предназначенное для работы с разнообразными струнными. В основном E-Bow применяется при игре на электро- и бас-гитарах, однако сей девайс вполне успешно взаимодействует и с акустическими инструментами. К примеру замечательного эффекта можно добиться используя пару E-Bow при игре на цымбалах, звук при этом может достичь почти что неземной лёгкости и прозрачности.

Приспособление находится в рабочей руке гитариста, который подносит его к струнам. При этом создаётся магнитное поле, в результате чего струна вибрирует и воспроизводит звук необходимой высоты. Наиболее распространён приём, когда музыкант медленно приближает E-Bow к нужной струне и громкость извлекаемой ноты нарастает постепенно. Благодаря такому аккуратному использованию можно заставить гитару звучать подобно скрипке, флейте или кларнету. Это создаёт весьма пространственное, неосязаемое, призрачное звучание. Звучание в первую очередь ассоцирущееся с манерой игры знаменитого гитариста Стива Хэккета. Конечно подобных эффектов вполне можно добиться и при помощи других приспоблений имеющихся в арсенале электрогитары, однако особенность E-Bow состоит в том, что необходимого эффекта можно достичь при извлечении одной определённой ноты.

Яркий пример использования E-Bow можно услышать в композиции группы Queen "Good Company", где гитара Брайана Мэя звучит подобно джазовому оркестру. Джо Фанк из Thirteen Of Everything с помощью данного прибора сумел добиться фирменного звучания Стива Хэккета на дебютном альбоме команды "Welcome, Humans". Можно смело утверждать, что все знаменитые гитаристы хотя бы раз использовали данную примочку. Среди них и Фрэнк Заппа ("Filthy Habits") и Фрэд Фрит ("What A Dilemma") и Джам Карет и конечно же неоднократно уже упоминавшийся Стив Хэккет.

Moog Taurus Bass Pedals

Басовый педальный синтезатор Moog Taurus является совершенно уникальным продуктом, и не имеет аналогов по сей день. Инструмент появился на рынке в середине 70-х под шумные крики "Ура!". В первую очередь были обрадованы этому чуду техники музыканты, игравшие прогрессивный рок. В их арсенале появился очередная полезная новинка, придававшая их невероятно помпезному и претенциозному сценическому действу дополнительный блеск. По правде говоря изготовители не слишком стеснялись устанавливая цену на свой продукт. По стоимости он приближался к незабвенному "минимугу", однако техничекое оснащение и функциональность естественно далеко не дотягивали до уровня полноценного синтезатора.

Устройство "Тауруса" было предельно простым и имело в своей основе два осциллятора и фирменный фильтр Муга. Платили исполнители в основном за возможность свободнее чувствовать себя на сцене, добавляя басовые линии, в то время когда их руки были заняты другими инструментами. Также немалую долю цены составляла массивная оболочка, делавшая синтезатор весьма габаритным и тяжёлым.

Четыре педальных переключателя были предназначены для выбора режима звучания (Туба, Бас, Таурус и Изменяющийся), другие использовались для контроля режима скольжения и транспонирования звука. Два массивных ножных ползуна, расположенных в верхней части корпуса инструмента отвечали за уровень звука и функционирование фильтра, что добавляло ещё больше свободы в действия музыканта во время концерта. Более тщательного программирования можно было достичь, открыв верхнюю часть панели, где располагался простой синтезатор со множеством мелких ползунов.

Самые яркие примеры использования Moog Taurus: басовый гул Майка Рэзерфорда (Genesis) в начале песни "Watcher Of The Sky" и синтезаторный бас Гедди Ли (Rush) в композиции "Xanadu".

 

Zendrum

Контролер MIDI. При игре исполнитель располагает его на своей шее. Содержит в себе ряд сенсорных накладок, каждая из которых может быть настроена на определённый тон. Также возможно программирование сенсорной чувствительности. Идея заключается в том, чтобы каждая накладка при нажатии воспроизводила звук определённого барабана или иной перкуссионый сэмпл. Однако спектр звуковых эффектов, которые способен воспроизводить "зендрам" далеко не ограничивается лишь ударными инструментами. Всё зависит от того, для каких целей исполнитель программирует инструмент, и от уровня звуковоспроизводящего устройства MIDI.

"Зендрам" применялся такими известными музыкантами, как Ману Каче, работавшим в группе Питера Гэбриела, Джеффом Ходжесом (Man On Fire) и Билли Кобэмом.

(по материалам GEPR – Gibraltar Encyclopedy of Progressive Rock)

Андрей Волков