События

Грушинский фестиваль - 2011. Заметки из пультовой

В этом году наша команда была "перекуплена" конкурентами Мастрюков — Федоровскими лугами. Оставим в стороне стенания о том, какая настоящая, какая — неправедная, пусть об этом спорят те, кому просто не с кем поговорить. Перекуплена в прямом смысле слова, поскольку мастрюковская "Платформа" до последнего момента собиралась обойтись какими-то нам не известными собственными силами. Правда, в тот самый последний момент работу на Горе (да и там была Гора, несмотря на некоторый "неформат") решили поручить все же нам. И нашей команде пришлось разделиться и работать сразу одновременно на двух площадках.

Однако, сказка не о том. Сравнение двух Груш. Почему-то считается дурным тоном называть действо Грушей, подталкивают к пафосному официальному названию: "XXХVIII фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина." Я же продолжу называть просто Грушинским.

 

Итак — Федоровские Луга. Вокруг не озера, где можно купаться, а болота. До Волги далековато и проход не очень, да и пляж погрязнее. Впрочем, загрязнение зависит от следов пребывания первобытного человека, а он, похоже, размножился в нашей стране настолько, что его можно встретить даже в Госдуме и Кремле... Сама поляна — в разы меньше Мастрюков. Отсюда, все площадки, соответственно, тоже меньше. Если на Мастрюках звуковое разделение площадок было обеспечено расстояниями и взаимной ориентацией, то на Федоровке развернуться негде и нередко были претензии, что, мол, глушим некоторые "костровые" площадки. А что делать, если они тут же, под боком, а вокруг те же болота?... Инфраструктуры, опять же, практически никакой — даже туалеты сделали платными — желающих воспользоваться за деньги было немного, зато вокруг много кустов и прочих насаждений. За водой, к единственной скважине, с чертовски вкусной, такой же, как на Мастрюках, водой, выстраиваются длинные очереди.

Но главная беда в снабжении электричеством и плохой организации. Впрочем, для Федоровки такая организация, когда вплоть до начала концерта работникам площадки не известно, что будет происходить в ближайшие минуты, и то, что к нам, звукоинженерам, подходят зрители с одними и теми же вопросами, может и нормальна, но нас это напрягает. Не в пример Мастрюки, где заранее, на огромных стендах вывешено расписание площадки, где "куратор" площадки, назовем его так, всегда присутствует рядом и разруливает все проблемы, где отклонения от расписания становятся известны прежде всего работающим на площадке, чтобы была возможность произвести необходимые технические изменения.

Один допотопный генератор на все про все, включая торговую поляну, которая, кстати, большую часть мощности забирает себе, это конечно, маразм. Из 150 кВт мощи на звук и свет всех площадок, а также на хозяйственные нужды некоторых лагерей остается 70. С учетом немалых потерь на длинных проводах и того меньше. Как по фазам ни раскидывай, все равно будет криминальный раскосяк. Отсюда проблемы с хроническими фонами, сбросами "цифры", нештатные отключения и т.д. От того же генератора питаются насосы водяной скважины: нет электричества - нет воды. Еще бывает, в каком нибудь лагере неисправный чайничек включат на пару киловатт или утюжок, штанишки погладить... А к концерту на Горе и вовсе выключают питание всех лагерей и площадок, иначе не протянуть.

На Мастрюках, где питание от линий РЖД, которые являются спонсорами, все значительно проще, несмотря на то, что и там бывают фазовые перекосы, помехи и прочие чудеса. Там тоже ставили один резервный генератор на Гору и однажды он понадобился.

В технические детали я вдаваться не буду, поскольку они весьма подробно освещены в заметках технического директора самарской компании "Алеф" Дмитрия Вдовина на их сайте, куда я вас и отсылаю. Там еще и картинки есть!))

Скажу лишь, что на Горе, где условия для аппарата экстремальные: влажность, изменения температуры, сцена, как водится, на воде, рельеф местности, вместо мультикора и дибоксов, применялись радиосистемы и таким образом, мы избавились от всех проблем, присущих проводной передаче сигнала. Было очень забавно видеть, как непобедимы бардовские привычки эффектно выдирать гитарный шнур на последней ноте и так же эффектно бросать его на микрофонную стойку, а потом удрученно смотреть, почему же он оказался к ней привязанным??)) Цифровой пульт на Горе не использовали — Семерка ненадежна в условиях высокой влажности и перепадов температур, а A&H iLive был занят на Первой площадке (по Мастрюковской нумерации — Третьей). Ilive показал себя вполне работоспособным в условиях перепадов напряжения, отключений и прочих сетевых чудес. И не в пример семерке — музыкальнее. Порадовала еще одна новинка — активный массив db Technology. "Металл" не пробовал, но спокойную музыку играл вполне приятно, и даже, местами, красиво.

А теперь о самом главном и самом спорном — о музыке. Можно сколько угодно говорить об отсутствии музыки как таковой в единственной известной бардам тональности ля минор, но и в ней в свое время были личности. Вообще бардовская песня это сплав некоторого количества стихов, немного музыки и много личности. И вот личности уходят. Я еще застал, пусть не на Груше, но вообще: Кукина, Визбора, Окуджаву, Высоцкого, хотя последних двух бардами и не считают... Дольского, Клячкина. Появляются другие, по мнению многих, более "легковесные", что ли, кумиры. Меняется время, меняются зрители, меняются требования. Я бы не стал устраивать стенания по поводу чистоты жанра, и пусть современная бардовская песня поется не под расстроенную гитару ленинградского завода, а в сопровождении пусть даже ансамбля, ничего в этом кощунственного не вижу. Желательно, в угоду требованиям не опускать моральную планку бардовской песни, а как, каким составом она будет исполняться — неважно. Например, в этом году выступила команда "Калина красная" — квартет Гнесинцев, исполнявшая религиозные песни Сергея Трофимова, - я заслушался, да и народ тоже. А вышла какая-то бардовская знаменитость узкого круга, стала стонать о том, как хорошо в тайге разделить банку сардин на шестерых мужиков, поляна опустела, народ переметнулся на соседнюю, где в это время зажигал Александр Шевченко. Любопытное наблюдение: если на сцене бардесса (это почти что стюардесса, только с гитарой) то жди со сцены причитаний о том, какие мужики плохие. Вот только мужики никогда себе не позволяют таких песен в отношении женщин...

За шесть лет моего присутствия на Груше профессионализм возрос, посещаемость упала. Упала, потому что как раз за эти годы резко возросло количество разнообразных open air фестивалей различных направлений. И каждый может выбрать себе по вкусу, куда поехать с палаткой. Одних этно-тусовок вон сколько: ныне почти каждый областной город почитает за честь провести у себя подобный фестиваль, причем обязательно назвав его международным!...

В этом году на Федоровке меня порадовали своими выступлениями Митяев, Шевченко, Тима Ведерников, Ира Сурина. Это как раз то, что не вписывается в "чистоту жанра", если под чистотой жанра подразумевать хронический нестроевич гитар и неумение извлекать из них звуки, хотя бы отдаленно напоминающие музыкальные, невнятное шептание в микрофон, традиционные вопросы: "Меня слышно?"...

На обеих полянах концерт на Горе в этот раз сделали значительно короче, но ярче. Практически не было "проходных номеров". На обеих полянах отказались от многоканальной записи, что делали в предыдущие годы. Может и правильно, поскольку после Груши ими никто толком не занимался, не монтировал, не чистил, не сводил и они валялись мертвым грузом. Можно было бы записать и с FOH пульта микс, если бы со мной сидела опытная напарница, но сидело...то, что село. Впрочем, есть мысль, как это сделать дешево и сердито. Предложу на следующую Грушу. До следующей Горы!

 

Дмитрий Сухин
сподобился написать, когда на четвертый год Кузнецова совсем обленилась.