События

Грушинский фестиваль - 2010. Заметки из пультовой

Вот и пролетел очередной Грушинский фестиваль. Точнее, аж три штуки. Если прошлые два года фестиваль делился на два, то в этом году Груш уже стало целых три, а на Мастрюковских озерах (куда по традиции и отправилась наша команда) произошло отделение компании Андрея Козловского и Вовки Кожекина на самостоятельную площадку "О!стров", с барабанами и полноценным бэклайном.

А теперь обо всем по порядку.

Каждый год погода подкидывает Мастрюкам разные сюрпризы. В позапрошлый год нас заливало дождями, в прошлый - морозило ночью, а в этом году нас поджарило солнце. Дождик покапал немножко всего один раз за всю неделю. Из-за такой жары даже пришлось вытаскивать из рэков лишние приборы, чтобы оставшиеся хоть как-то вентилировались. Сами мы остужались в Волге - жаль, не было управления пультами по Wifi прямо из реки :))

Третий год не устаю наслаждаться удивительной природой этих мест - горы, лес, озера, рассветы и закаты, Волга с приливами и отливами, остров, на который мы каждый год плаваем и прыгаем, махая оставшимся на том берегу... И бархатный очень мелкий песок, как из песочных часов, состоящий из разноцветных пещинок и раскаляющийся на солнце до такой температуры, что по нему невозможно ходить босиком... Дорога до Волги, которую мы прозвали "метро" - потому что в выходные по числу мигрирующего по ней туда-сюда народу она напоминает московское метро в час-пик. И общее вечернее собрание на кухне за столом, которое никто не созывает, но оно как-то само собирается, и разговоры в палатке перед сном... Все это - та атмосфера, за которой все ездят сюда много лет.

Кроме небывалой постоянной жары, этот год отличился плохой организацией - до самого последнего момента было неясно, кто где работает, а о расписании площадок можно было только догадываться. Оно не вывешивалось на стендах, как в прошлые годы, либо вывешивалось только частично. Бейджики для службы озвучивания дали почему-то только в предпоследний день, так что приходилось ходить с бейджами Оргкомитета, в связи с чем народ замучил нас вопросами "Что? Где? Когда?". На наши реплики, что "мы сами ничего не знаем и обращайтесь в оргкомитет", они подозрительно косились на наши бейджи и тоже ничего не понимали.))

Облегчило жизнь то, что в нашей звуковой команде "в бой пошли одни старики" - люди, которые на Груше уже не первый год и которые, по сути, не нуждаются в руководстве - каждый сам знает свое дело и выполняет его без лишних вопросов. Так что можно уже говорить о постоянном сработавшемся коллективе.К сожалению, в этом году с нами не было Дмитрия Сухина - он восстанавливается после операции на сердце. Его обязанности по отстройки площадок №2,3 и Горы были переданы его ученице, Жене Рогозиной, которая успешно со всем справилась. Также она была звукорежиссером концерта на Горе в паре с мониторным звукорежиссером Александром Сидоркиным.

Отстройка площадок - это всегда очень важная часть подготовки к фестивалю. От нее большей частью зависит, как будет звучать сцена - и порталы, и мониторы, будет ли система устойчива к заводкам. В этом году настройка Третьей площадки заняла два дня, т.к. при запуске розового шума в порталы оказалось, что они звучат очень по-разному - и по частотке, и по уровню. В прошлом году у нас была такая же проблема, но времени не было и пришлось как-то выравнивать их эквалайзерами. Сейчас мы решили бороться с причиной, а не со следствием, правда, причину так и не удалось найти. Сначала было ощущение, что либо не все драйверы работают, либо у каких-то из них проблема с фазой. Пришел Никита (системный инженер компании Alef) с тестером Phonic и обнаружил, что в правом портале действительно один драйвер работает в противофазе. Техники полезли в корпус, поменяли местами проводки. Но кардинально ничего не поменялось. Потом были найдены несимметричные кабели там, где должна быть симметрия, благодаря чему нашлась потеря в 6 дБ и порталы выровнялись хотя бы по уровню. Дальнейшие танцы с бубном вокруг каждой части тракта, ее замене или обхода ни к каким изменениям не привели, поэтому пришлось делать разную эквализацию на порталы. Также были отключены лишние субы.

Если выработать для себя какую-то последовательность по отстройке аппарата, особенно если есть какие-то сомнения по поводу его предыдущей эксплуатации, лучше начинать с фазы, чтобы изначально добиться более правильной АЧХ. Далее в порталы пускается розовый шум, который измеряется измерительным микрофоном, и осуществляется коррекция АЧХ до более-менее линейного состояния. Если порталы звучат по-разному, то эта процедура проводится отдельно для каждого портала. И в завершении для проверки результата ставится знакомая пластинка, чтобы послушать общее звучание.

И на третьей, и на второй площадках акустическая система состояла из порталов, инфиллов и мониторов. С появлением в команде фестиваля Дмитрия Сухина особое внимание стало уделяться настройке задержек в процессорах. Инфиллы озвучивают первые ряды, которые находятся вне зоны действия порталов. Но звук порталов тоже туда приходит, только с задержкой, которая создает неприятные двоения, "размазанность" звука. Для этого необходимо задержать инфиллы относительно порталов так, чтобы импульсные сигналы, поданные и в порталы, и в инфиллы, совместились и были наиболее четкими. После этого порталы и инфиллы задерживаются вместе относительно самой громкой точки сцены (прямой звук мониторов + отражения от задника сцены), т.е. как бы отодвигаются вглубь на уровень этой громкой точки. Этим достигается лучшая разборчивость звука на сцене, т.к. музыканты перестают слышать на сцене отзвук порталов, а также сфазированность порталов и мониторов, что дает лучшую устойчивость системы к заводкам. Правда, в этом году было решено не "отодвигать" порталы к мониторам, из-за того что барды взвыли, что им не привычно не слышать отзвук порталов (хотя я послушала оба варианта, и вариант со сфазированными порталами и мониторами мне понравился больше). В очередной раз получается, что выбор делается в пользу того, что привычно, а не того, что лучше и грамотнее.

На Горе без отстройки задержек вообще не обойтись - когда расстояние между порталами, озвучивающими ближнюю зону, порталами на вышках, озвучивающими Гору, и мониторами значительное.

На третьей площадке крайний левый монитор развернули в бок, чтобы барды, тусующиеся около сцены и готовящиеся с выступлению, слышали что-то еще кроме субов. Оказалось очень удобно, всем понравилось.

Но особенно наша мониторная система приглянулась одной обезьяне, которую кто-то из отдыхающих выгуливал на поводке. Груша - это тот еще зоопарк. В позапрошлом году у электрического щитка на Третьей площадке мы обнаружили гнездо с птенцами и метавшуюся вокруг них "маму", которая не могла их нормально покормить. Люди везут с собой самых драгоценных - хомяков, енотов, воронов, змей... А в этом году была обезьяна, которая в самый разгар вечернего концерта на Трешке вылезла на сцену, села на монитор и, уставившись на выступавшего барда, стала ждать, что же будет дальше. Бард, то ли от неожиданности, то ли почувствовав родственную душу, начал как-то между куплетов с ней разговаривать. Но обезьяна не спешила поддержать беседу, и, вспомнив, что песня еще не окончена, бард начал новый куплет, от души жахнув по струнам. Т.к. мониторы у нас звучали даже лучше, чем порталы, "жах" очутился в мониторе, и обезьяна, не ожидая такого мощного саунда, вздрогнула и сделала свое дело прямо на монитор. Вот она, эволюция - музыкант, если его не устраивает мониторный звук, просто культурно или не очень ругается, в отличие от обезьяны, которая поступает более кардинально.

Еще одно новшество этого года - полный отказ от проводов на Горе по причине возможной высокой влажности. Использовались радиомикрофоны и гитарные радиоджеки, которые привезла команда звукорежиссеров из Ульяновска. Двое человек - техники сцены - вешали джек на очередного барда во время выступления предыдущего, а звукорежиссер в это время не только рулил тех, кто в данный момент находился на сцене, но и отстраивал в PFL'е сигнал, приходящий от следующего барда. Т.к. концерт на Горе - мероприятие самое ответственное, то Вячеслав Пахтусов предложил провести трактовую репетицию: первый день Вторая площадка работала "в режиме Горы" - со всеми радиосистемами, предназначенными для Горы, и техником сцены, который окучивал бардов джеками и общался со звукорежиссером по рации. Тестирование прошло успешно, и все радюшки отправились на Гору.

В дальнейшем планируется повысить удобство работы звукорежиссера на Горе с помощью человека-суфлера, который будет быстро и четко говорить, какие микрофоны и джеки в данный момент включать. Также внесено на рассмотрение предложение Жени Рогозиной о замене пульта с индикаторами присутствия сигнала на каждом канале на пульт с поканальными индикаторами уровня, для быстроты выстраивания баланса больших коллективов. Прижилась разметка микрофонов и джеков цветными ленточками - и нам удобно, и барды радуются. Теперь хотим найти ленточки, светящиеся в темноте.

Несмотря на все переделы, техническая сторона Грушинского продолжает совершенствоваться. Сохранилась атмосфера, народу стало поменьше, но не намного. Сохранилась команда, очень хорошая и дружная. Несмотря на свое отсутствие, Дмитрий Сухин все равно был с нами - мы звонили ему за советами, перекидывались смсками и вспоминали все, чему он нас учил. А в самом начале, когда он совершенно неожиданно приехал в жару провожать нас на вокзал и зашел в вагон, я поняла, что такое команда. Это когда тебе не все равно, даже если ты далеко.

Екатерина Кузнецова

А это - наша команда на сайте Alef.