События

Грушинский фестиваль - 2009

Каждый год в начале июля местечко между Самарой и Тольятти превращается из обычной поляны в целый музыкальный городок. В последние годы дружественную атмосферу подпортил раскол фестиваля на два - один на Мастрюковских озерах, другой - на Федоровских лугах - хотя, как мы знаем из истории, никакие расколы, разделы и суверенитеты ни к чему хорошему обычно не приводят. Рассказ же мой будет о звуке на Мастрюковских озерах.

О звуке

За три дня до начала фестиваля в технический лагерь стала вселяться команда звуковиков. Казалось бы, что сложного в озвучивании фестиваля бардовской песни, девизом которого служит фраза "Тишина, гитара, голос"? Но к тишине, гитаре и голосу добавляются непростые погодные условия - перепад температуры (в этом году от +8 до +35), влажность, дожди, а также непонятные процессы в голове у бардов, выдергивающих джеки из гитары на не отзвучавшем еще последнем аккорде, забывающих о замене батареек и включении гитары перед выходом на сцену, меняющих микрофоны и гитарные шнуры в немыслимом порядке. Утро каждой площадки начиналось с отлавливания фонящих линий и промокших дибоксов, некоторые из которых успешно высушивались у тепловой пушки.

Мы занимались звуком на площадках №1,2,3 и на "Горе", где проходил один главный концерт в ночь с субботы на воскресенье. Отстройкой каждой площадки руководил Дмитрий Сухин, который уделял внимание не только частотной коррекции порталов и мониторов, но и активно применял задержки. Сначала на каждой площадке с помощью измерительного микрофона и спектроанализатора отстраивались порталы. Затем мониторы - на вход спектроанализатора подключался один из микрофонов сцены, в мониторы подавался розовый шум и коррекция производилась уже с учетом характеристик этого микрофона. Затем мониторы разгонялись по уровню до максимума и ловились первые 2-3 заводки, остальные "брались на карандаш", чтобы при появлении их на концерте быстро их убрать.

На "третьей" площадке были центральные кластеры (вроде infill'ов), которые озвучивали ближнюю зону. От них до слушателя получается меньшее расстояние, чем от порталов, и в переходных зонах могут возникать фазовые искажения, поэтому infill'ы задерживали так, чтобы импульсные сигналы от них совместились с порталами. На всех площадках задерживали порталы относительно самой громкой точки звучания мониторов, причем учитывался и тот путь, который проделывает звук, отражаясь от задника сцены. Благодаря совмещению порталов и мониторов система становится более устойчивой к заводкам, потому что в точке, где максимум отражений от задника сцены, относительно которой мы мерили, возникает противофаза между мониторным звуком и обратным излучением порталов. На "Горе" не были проигнорированы даже отражения от паруса за сценой-гитарой.

"Гора" озвучивалась двумя линиями порталов - первая озвучивала жюри и ближнюю зону, вторая стояла на башнях, которые устанавливали профессиональные альпинисты. Там, где стоит первая линия порталов, берег неровный, и один портал находится ближе к зрителям, чем другой. Поэтому сначала задерживаем его. Потом задерживаем первую линию относительно сцены (расстояние значительное - около 10 м), и после этого совмещаем порталы на башнях. Благодаря этому звуковое поле выравнивается, менее заметно "фленжерение" и звук становится более четким и ясным.

Концерт на "Горе" начинается вечером, на прогретом за день склоне, и заканчивается в 4-5 часов утра, поэтому из-за значительного перепада температур (в прошлом году он составлял более 20 градусов) во время концерта корректируется время задержки. В этом году такого большого перепада не было - весь день была пасмурная погода, а концерт начинался вообще под дождем. В интернете есть калькулятор зависимости скорости звука от температуры. С изменением температуры на 1 градус скорость звука меняется на 60 см/с. Там же есть формула, как это посчитать.

Как и в прошлом году, на Горе был отдельный мониторный пульт. Две линии мониторов - в два центральных подавалось больше голосов, в два крайних - больше инструментов. Мониторным звукорежиссером была Женя Рогозина, причем отработала так, что ни одной претензии по поводу мониторов не было.

На 2 и 3 площадках осуществлялась запись суммы с пульта, на "Горе" записывался мультитрек, который после сведения выйдет на CD.

О бардах

Мы не можем дать в порталы то, что не долетело до микрофона. Первое звено тракта - это исполнитель и инструмент. А валят все почему-то на последнее... Хотя не все так ужасно. Были на фестивале и достойные люди.

О команде

Но больше всего в таких фестивалях интересна командная работа - когда несколько человек, очень разных и по психологии, и по возрасту, и по статусу, должны работать как единый организм. В нужный момент подменять друг друга, помогать, не считать, где чьи обязанности - просто вместе делать одно дело. И несмотря на то, что у каждого были трудные моменты, думаю, нам это удалось. Поэтому спасибо всей нашей команде - ребятам из компании Alef и Дмитрию Вдовину, Дмитрию Сухину, Славе Пахтусову из Челябинска, Александру Сидоркину из Самары, Вадиму из Оренбурга, и моим сокурсницам - Полине Чмиль, Жене Рогозиной, Диане Горовой и Насте Рыбаковой.

Наша команда на страничке ALEF-sound.

Жизнь на поляне

В чувства нас привели с первой же ночи, когда температура внезапно опустилась до +8. Все дружно примерзли к коврикам в палатках и на следующий день побежали на торговую поляну за одеялами и свитерами. Следующие две ночи были не на много теплее.

День для нас начинался с подъема в 9 утра, а заканчивался в 3 ночи, когда последний исполнитель покидал площадку. В сутках всего час тишины - с 5 до 6 утра, когда прекращался вой "самодеятельных" бардов у костров, все засыпали, и можно было расслышать пение птиц.

Самое яркое воспоминание - возвращение в 4 утра с концерта на "Горе". Когда мы все, звуковики, укутанные в свитера и одеяла, держа в руках чайник, переплывали по озеру на пароме, по воде стелился туман, в одну сторону недавно ушел закат, а с другой стороны уже начал показываться рассвет. А в первые дни - прогулки под звездным небом. Совсем не таким, как в Москве, а близким и ярким.

Екатерина Кузнецова