События

Юбилейный концерт Даниила Крамера в Доме актера

Люди джаза - это всегда особые люди. Они неформальны, легки и их можно слушать часами, особенно если живьём. Они могут взять любую, даже самую знакомую тему и раскрасить ее такими неожиданными гармониями, что мы услышим в ней то, что раньше не слышали. Они могут одним штрихом сделать гротеск там, где мы его совсем не ждем. Как будто они хотят сказать нам - невозможно знать о жизни все, ведь не предскажешь с абсолютной точностью, какой аккорд будет дальше.

Вчера был юбилейный концерт замечательного пианиста Даниила Крамера в Доме актера в Москве. Его пришли поздравить друзья, среди которых Сергей Манукян, Алексей Кузнецов, Игорь Бутман, Виктор Шендерович, Эммануил Виторган. Крамер играл сольно и со своим трио. Атмосфера получилась очень живая и непринужденная, постоянно переходящая из концерта в театральный капустник и обратно (чего стоил один Манукян, сыгравший импровизацию на мелодию "К сожаленью день рожденья только раз в году" :))). И конечно же, виновник торжества потряс и своей музыкальностью, и техникой.

Озвучиванием концерта занимались наши педагоги - Д.С. Сухин и М.А.Соболева. В озвучивании джаза есть своя специфика. Здесь особенно чувствуется правильность идеи "Главное - не испортить". Джаз - это акустическая музыка, в ней мало используются электроинструменты, а ударные играют разреженную фактуру. Много прямого звука от инструментов идет в зал, особенно если зал маленький, такой, как в Доме Актера. Задача звукоусиления - тактично подсветить уже готовую акустическую картинку.

Но начинается все, как обычно, с отстройки самого зала. Специально для пришедших на саундчек студентов Дмитрий прокомментировал все свои действия. Были отстроены линии задержки (порталы были задержаны относительно живого звука барабанов), подкорректирована частотная характеристика порталов с помощью измерительного микрофона, программного спектроанализатора и тестовой фонограммы, отловлены заводки на мониторах.

Первым мы отстраивали рояль. Я не могу скрыть свою огромную симпатию к этому инструменту и восторга при встрече с тем самым настройщиком, про которого столько хорошего слышала - Е.Г. Артамоновым. За несколько часов до концерта он очень скурпулезно настраивал рояль, а мы ставили на него (рояль :) микрофоны. Постановка микрофонов на рояль для звукоусиления существенно отличается от студийного варианта. Здесь главной задачей является изолировать микрофоны от остальных звуков сцены и уйти от завязок. Поэтому мы не можем направлять микрофоны на крышку, от которой отражаются все звуки сцены - их приходится ставить как можно ближе к струнам. В итоге левый микрофон мы поставили перпендикулярно штегу на расстоянии толщины пальца на большую октву, а правый микрофон так же на штег на границе 2-3 октав. Так как расстояние до микрофона очень маленькое, то пара нот, находящихся непосредственно под микрофоном, звучат ярче, выстреливают, поэтому звучание обоих микрофонов мы выровняли компрессией, настроив ее так, чтобы она срабатывала на эти ноты. На рояле стояли два микрофона Shure SM57.

Рекорд по времени саундчека установил Манукян - его отстраивали секунд 7 :)))

27 марта праздник продолжится концертом в Большом зале РАМ им. Гнесиных, где Даниил Крамер будет играть с "Академик-Бэндом" А.Кролла. Приходите, не пожалеете! (но Дмитрий Сухин там работать не будет).

 

Катя Кузнецова