События

Пятый семинар по концертному звуку в клубе "Red Fox"

Скачать аудиоверсию семинара (81 мб)

Все аудиоверсии семинаров >>

Продолжаются семинары по концертному звуку в рамках образовательной программы Learn Music. Четвертое заседание звукорежиссеров, прошедшее 26 января в клубе "Red Fox", было посвящено теме «Тайны микширования». Тайнами делился Дмитрий Сухин, без привычного ансамбля. С самого начала возникли вопросы, связанные не только с непосредственно микшированием на пульте, но и с постановкой и выбором микрофонов – ведь это самое первое звено в цепочке звукового тракта, от которого будут зависеть наши дальнейшие действия за пультом.

Была затронута тема звука в маленьких клубах. Артист и звукорежиссер, приходящие на какую-либо площадку, должны в первую очередь посмотреть, куда они пришли, какие слушатели в зале, и не играть в небольшом клубе так, как он играет на стадионе. В маленьких клубах часто что-то играет живьем, без подзвучки, или подзвучивается минимально, для «подсветки». Как правило, это самые громкие инструменты, например, барабаны. Они часто становятся определяющим компонентом в музыкальном балансе – под их уровень подстраивается все остальное. Дмитрий посоветовал озвучить их таким образом, чтобы подчеркнуть края спектра – низ и верх, а середину оставить для живого звука этих барабанов. Если подзвучиваются и томы, то здесь надо особенно не забывать про середину, потому что середина томов находится в одном частотном диапазоне с басом, для которого тоже надо оставить место.

Если бочку приходится глушить, то лучше это делать с помощью куска поролона по периметру. Но нужно следить, чтобы ширина этого поролона была чуть больше глубины бочки, чтобы поролон касался обоих пластиков – тогда основной резонанс корпуса не теряется. Если при озвучивании бочки применить не специальный бочечный микрофон с подчеркнутым низом, а какой-нибудь вокальный (например, Shure SM58 Beta), но поставить его близко к краю пластика, то эффект ближней зоны может сработать вам в плюс – будут подчеркнуты низкие (основной тон бочки) и верхние (шлепок бочки) частоты. Еще для бочки Дмитрий посоветовал использовать микрофон с двойным капсюлем (например, Audio technica AE-2500). В таком случае динамический капсюль будет давать плотность основного тона, а конденсаторный – щелчок. Если нет двухкапсюльного микрофона, то щелчок можно снять микрофоном PZM.

При озвучивании всех инструментов нельзя игнорировать использование обрезных фильтров. Если спектр инструмента не содержит частот ниже 30, 100, 150 Гц – то их нужно обрезать, чтобы не перегружать тракт. Но пользоваться этими фильтрами нужно осторожно, потому что они могут повлиять на атаку некоторых инструментов, например, гитар. Важно сохранить тот момент, когда струна только начала колебаться, но звука еще нет (момент раскачки струны) – это как бы «вздох» гитарной струны.

Бывает, музыканты приходят на площадку с фонограммами, записав в студии те инструменты, которые не играют с ними живьем, а включаются с компьютера, например. В такой ситуации музыкантам лучше приносить свои фонограммы не стереопарой, а многоканально, чтобы звукорежиссер мог корректировать звучание каждого инструмента отдельно в зависимости от ситуации. Невозможно сделать такую универсальную запись, которая подходила бы на все случаи жизни, так же как не бывает двух абсолютно одинаковых концертов.

Зашел разговор про озвучивание такого состава, как рок-группа с оркестром. Это явление уже не редкость и представляет определенные трудности, например – ударная установка попадает в конденсаторные микрофоны оркестра. На этот случай Дмитрий посоветовал выстраивать уровни микрофонов оркестра не по инструментам оркестра, а по барабанщику, играющему рядом, стремясь к меньшему проникновению его в оркестровые микрофоны. Надо помнить, что оркестр (как и ударная установка) – это единый инструмент, а не множество разных, и играет на нем один человек – дирижер. Поэтому для объединения нужно использовать обзорные микрофоны. Дмитрий обычно ставит XY над головой дирижера. В случае с барабанами – это XY в качестве оверхедов, и лучше за барабанщиком, а не спереди, направляя микрофоны на томы.

При использовании процессоров эффектов нужно помнить, что не всегда изменение параметров этих процессоров улучшит звук. Если вы включили на ревербераторе какой-либо пресет и результат вас существенно не устраивает, ошибку нужно искать не в самом ревербераторе, а до него – в постановке микрофонов, частотной или динамической коррекции.

Используя компрессор, лучше не увлекаться – ведь задача состоит в том, чтобы выровнять звук, а не сплющить его! В качестве примера того, что многое можно сделать только с помощью пульта и микрофонов, была показана запись группы «Квадро», которую Дмитрий Сухин сделал в 1985 году, когда еще не было никаких приборов динамической обработки, а ревербератор – пружинный. Барабаны совершенно без компрессоров и гейтов звучали очень достойно.

Если не хватает плотности в звуке, можно использовать параллельную компрессию – включить компрессор в группу, а на мастер послать и чистый звук (с линейки), и компрессированный (с группы).

По поводу гитарного звука Дмитрий рассказал о группе Scorpions – они ставят четыре микрофона на H-образной стойке, по одному на каждый диффузор. При этом получается своеобразный эффект дабл-трека и специфический эффект за счет разницы фаз из-за расстояния между микрофонами. И ведь это и есть самый полный гитарный звук – снятый со всех диффузоров.

В конце были традиционные вопросы о мониторинге, в частности об in-ear-мониторинге. Самым большим неудобством для артиста при in-ear-мониторинге является отсутствие связи с залом. Артист не слышит зал и оторван от него. Дмитрий посоветовал решать эту проблему с помощью джвух микрофонов с характеристикой направленности «восьмерка», одной стороной повернутыми на сцену, а другой – к залу. Конечно, таким образом невозможно абсолютно точно сделать имитацию отклика зала, но приблизиться к этому ощущению можно.

Семинар оказался очень познавательным и живым – было задано много вопросов и получено не меньше ответов. Такой обмен опытом важен и для начинающих, и особенно для практикующих звукорежиссеров – ведь настоящие вопросы возникают тогда, когда начинаешь сам что-то делать. Поэтому... будем продолжать сами что-то делать и ждать следующих встреч!

 

Отчеты о предыдущих семинарах:

 

 

Екатерина Кузнецова