События

Третий семинар по концертному звуку в FM-клубе

Тема: «Измерение и согласование уровней различных устройств и систем»

Скачать аудиоверсию семинара (95 мб)

Все аудиоверсии семинаров >>

19 августа случилось продолжение цикла семинаров о концертном звуке в рамках образовательной программы “Learn Music”. Местом встречи теперь стал FM-клуб, что на Таганке, собрав в своих стенах немало народу, причем не только московского – люди приезжают из других городов (вплоть до Новосибирска) послушать семинар и задать вопросы.

На этот раз трио мастеров (Дмитрий Сухин, Владимир Губатов и Роберт Бойм) превратилось в дуэт - Роберт прийти не смог. Но, тем не менее, семинар получился познавательный и интересный. Тема была сформулирована как «Измерение и согласование уровней различных устройств и систем» и излагалась начиная с самых основ, из-за непонимания которых часто и бывают ошибки.

В начале лекторы обратили наше внимание на то, что каждый элемент звукового тракта влияет на уровень выходного сигнала. А в тракт обычно входит солидное количество элементов – начиная от самого первого – микрофона – и заканчивая усилителями и акустическими системами. А посередине еще пульт со множеством каскадов, подключенные к нему процессоры, эквалайзеры... Поэтому важно понимать, как лучше выстраивать уровни на каждом этапе этой цепочки, чтобы избежать лишних искажений на выходе. Но время семинара всегда ограничено, поэтому подробнее решили остановиться на звуковом тракте микшерного пульта, который состоит из гейна, эквалайзера, регулятора панорамы, канального фейдера, фейдеров подгрупп и мастер-фейдера.

Существуют различные стандарты уровней в зависимости от ситуаций, в которых они применяются. Обычно за нулевой уровень (0 дБ) принимается сигнал напряжением 0,775 В на нагрузке 600 Ом. В аналоговом пульте, если сигнал превышает напряжение питания, происходит перегрузка (клиппирование). При этом возникают нелинейные искажения. Перегруженным сигналом считается такой, где нелинейные искажения превышают 0,5-1,5 %, причем с течением времени и с повышением качества аппаратуры это значение все время снижается. В хороших аналоговых пультах входные индикаторы бывают настроены на -3-4 дБ до реального клиппирования, таким образом появляется небольшой резерв, и мигание красной лампочки носит скорее предупредительный характер.

Существенно отличается от аналогового цифровое клиппирование. Если в аналоговой технике в сигнал, немного превышающий 0 дБ, добавляются новые гармоники и он искажается постепенно, то в цифровой аппаратуре увеличение нелинейных искажений в нуле происходит очень резко. Теоретически цифровое клиппирование происходит тогда, когда два соседних отсчета (по шкале частоты дискретизации) достигают по уровню нуля, на практике же за реальный клип принимают четыре соседних отсчета. При одной и той же частоте дискретизации имеет значение разрядность – чем больше разрядность, тем менее заметен клип. Заметность клипа также очень сильно зависит от формы сигнала. Важно еще помнить, что правильный уровень тоже влияет на разрядность, которая реально получится, а отсюда и на динамический диапазон. При уменьшении сигнала на 6 дБ теряется 1 бит. Получается, что если динамический диапазон 16-битного сигнала равен примерно 96 дБ, то на уровне -48 дБ мы получим 8-битный звук, хотя формально система работает на 16 битах!

Еще важно помнить, что мощность, которую выдает усилитель, зависит от формы сигнала. Если мы подадим на усилитель синус и прямоугольник одинаковой амплитуды, то мощность, выдаваемая усилителем на прямоугольном сигнале, будет больше, чем мощность на синусе. А неправильное распределение уровней в разных частях пульта может изменить форму сигнала в сторону прямоугольника.

На уровень сигнала влияет и регулятор панорамы. Один и тот же сигнал, спанорамированный в центр и в края, отличается на 3 дБ (в центре он на 3 дБ меньше). Поэтому инструменты с большим уровнем стараются панорамировать ближе к центру, либо прибирать их уровень с учетом этих 3 дБ.

Был проведен звуковой эксперимент – в первом случае уровни в цепи каскадов пульта плавно возрастали, мастер фейдер стоял больше 0, а во втором он стоял в положении - 20dB. В обоих случаях показания выходных индикаторов были одинаковы, а звук отличался – потому что во втором случае перегруженным оказывался сумматор.

Были заданы «традиционные» вопросы из зала – о разных видах групп (физических, VCA, Mute-группы), об акустической образной связи, об оперативности цифровых пультов, об использование конденсаторных микрофонов на концерте. Семинар прошел живо и интересно. Кто-то открыл что-то новое для себя, кто-то упорядочил те знания, которые имеются... Но думаю, никто не будет спорить о пользе таких событий для начинающих и работающих звукорежиссеров. Будем ждать следующих встреч!

Екатерина Кузнецова