События

Концерт "Ю-Питера" Вячеслава Бутусова в "Олимпийском"

Каждый день в Москве происходят разные музыкальные события. Масштаб этих событий разный: от клубов до больших концертных площадок. И практически нигде не обойтись без звукоусиления, особенно на этих самых больших площадках, об одной из которых сейчас и пойдёт речь.

17 декабря в с/к "Олимпийский" состоялся концерт группы Ю-Питер Вячеслава Бутусова, посвященный их 25-летию. Это было красивое шоу на сцене, отдаленно напоминающей корабль, с тематическими видеороликами и ведущим, так запросто и по-дружески общающимся со зрителями. А зрители то хлопали в такт, то замирали, то танцевали и пели вместе с музыкантами. "Олимпийский", который казался на саундчеке таким необъятным, превратился в уютную гавань, и казалось, что все люди здесь знают друг друга, просто давно не виделись...

На время концертов пространство «Олимпийского» делится стеной пополам, поэтому «концертный зал» представляет из себя полуовал, состоящий из танцпола, vip-зоны, мест на трибунах и на балконе. Почти все поверхности гладкие и плоские, особенно задняя стенка, что не способствует равномерному рассеиванию звука и приводит к эффекту почти что «театрального эха» - когда собственные отражения порой мешают артисту на сцене. Поглощающих материалов практически нет, кресла спортивно-пластмассовые, поэтому с приходом зрителей ситуация с отражениями существенно меняется.

Как же все это озвучивалось? Вдоль сцены сверху повесили четыре линейных массива, внизу расположили субы, а над субами – infill’ы, в которые подавался только вокал для повышения разборчивости в ближней зоне. За день до концерта, на чеке, особое внимание уделили настройке задержек между линейными массивами и infill’ами, «совместив» их при помощи импульсных сигналов. Линейные массивы – незаменимые компоненты системы звукоусиления на больших площадках. Они обеспечивают более равномерное озвучивание всего помещения, а разделенность сателлитов позволяет задать разные параметры для разных групп сателлитов, в зависимости от тех дефектов помещения, куда они направлены. Что и было сделано на чеке: у верхних сателлитов, которые озвучивали дальние ряды, был немного поднят ВЧ-диапазон; у нижних сателлитов, направленных на ближнюю зону, был поджата низкая середина, чтобы избавиться от бубнения, возникающего в этой части зала. Подробнее о линейных массивах можно почитать в журнале "Звукорежиссер".

10-киловаттные усилители LabGruppen управлялись через Ethernet при помощи программы Dolby Lake. Концерт начинался с «трибьюта» группе Ю-Питер - приглашенные группы играли их песни в «собственной интерпретации». Сцена была тройная – три сцены по горизонтали. Серединка была припасена для «виновников торжества», а боковые – для приглашенных групп. Звук на средней сцене управлялся с аналогового пульта Midas H3000, а боковые – с цифровых (Yamaha PM5D, Yamaha PM5D-RH). Первая часть (выступления приглашенных команд) оказалась очень разношерстной по звуку - несмотря на предварительный саундчек и сохраненные сцены, звукорежиссерам требовалось время для окончательной отстройки звука на концерте. Поэтому с появлением каждой группы происходили некоторые поиски, да и работу с цифровыми пультами Yamaha не назовешь интуитивной. Также цифровые пульты добавляли в тракт процесс дополнительного аналогово-цифрового и цифро-аналогового преобразования, что не могло не сказаться на звуке, особенно в сравнении с выступлением "Ю-Питера", которое озвучивалось с аналогового Midas'а. Из легендарных процессоров, использовавшихся на этом концерте, стоит упомянуть TC 2290 Dynamic Digital Delay, который является эталоном рализации цифровых delay-алгоритмов и обладает уникальным звучанием.


Вторая часть, в которой выступала уже команда Бутусова, оказалась гораздо интереснее первой. Аранжировки были продуманные и музыкальные (в отличие от многих приглашенных групп). Несколько песен прозвучали под аккомпанемент камерного оркестра. Так что репертуар оказался разнообразный и зачастую интересно сделанный. Звуком "Ю-Питера" успешно занималась Женя Рогозина. Несмотря на юный возраст (студентка 5 курса РАМ им. Гнесиных), она уверенно справлялась со всеми техническими и творческими задачами. Женя уже несколько лет занимается концертным звуком и сейчас пишет дипломную работу о проблемах концертного мониторинга (интервью Вячеслава Бутусова на эту тему вы можете прочитать на нашем сайте). Пожелаем ей удачной защиты!

Заметка в жж Дмитрия Сухина об этом событии.

 



 

 

 

 

Екатерина Кузнецова