События

Первый и второй семинары по концертному звуку в Билингве

Очень важной составляющей процесса обучения звукорежиссуре является обмен опытом и практические занятия - когда есть возможность послушать, поэкспериментировать и задать возникшие вопросы. Все это реализуется на семинарах Learnmusic, в программу которого с недавнего времени входят и семинары по концертной звукорежиссуре. Своим опытом любезно согласились поделиться Робет Бойм (концертный звукорежиссер Леонида Агутина), Дмитрий Сухин (концертный звукорежиссер Николая Носкова) и Владимир Губатов (концертный звукорежиссер Владимира Преснякова-мл.). На данный момент прошло уже два таких семинара - 18 мая и 15 июня, когда в клубе Bilingua собрались все те, кто относится к бойцам невидимого (или ненавидимого? :) звукорежиссерского фронта. Бойцы устроились за столиками, взяли по кружке пива (или по тетрадке с ручкой - кому что больше помогает в бурной мозговой деятельности) и начали наматывать на ус все советы "бывалых"...

Первый семинар получился более общим - он не предусматривал звуковых демонстраций, зато по ходу наметилось много интересных тем для последующих встреч. Речь шла о зуке в зале, о правильном расположении акустических систем (на нашем сайте есть статья по этому поводу), о том, как можно бороться с первыми отражениями от стен, о правильной настройке линий задержки, о причинах возникновения акустической обратной связи (feedback). Дмитрий Сухин продемонстрировал свой тестовый диск для настройки звука в зале, порекомендовав каждому иметь свой вариант такого диска и заметив при этом, что в любом случае никакой тестовый диск с запиcями (и даже с сухими семплами Алана Парсонса) не смогут смоделировать ситуацию живого звучания, поэтому даже с таким диском зачастую не удается избежать подвохов живого концерта.

Роберт Бойм рассказал о звуке на сцене, о мониторных системах и разных способах мониторинга - ведь от того, комфортно ли будет музыкантам на сцене, зависит в первую очередь качество их игры и в конце концов звук в зале. Как известно, когда музыканты играют хорошо, это уже залог хорошей работы и звукорежиссера. Особенно аудиторию заинтересовал вопрос in-ear-мониторинга, которому решили посвятить один из следующих семинаров.

Владимир Губатов прошелся по психологическим проблемам взаимодействия противоречивого треугольника "артист - прокатчик - звукорежиссер". Не секрет, что у каждой стороны свои интересы, и задача звукорежиссера увязать их так, чтобы все остались довольны. Звукорежиссер прежде всего должен быть хорошим психологом, - отметил В. Губатов.

Скачать аудиоверсию первого семинара (85 Мб).

На втором семинаре был подробнее рассмотрен вопрос о настройке зала - как лучше выстраивать частотный спектр, почему нужно убирать частоты ниже 30 Гц и что такое частота 160 Гц, перечислены виды искажений (линейные, нелинейные и интермодуляционные - они были затронуты в статье "Потренируем ушки" на сайте). Об анализаторных микрофонах был замечен тот факт, что все они - ненаправленные микрофоны (диаграмма направленности - кружок), поэтому нет смысла крутить их и пытаться направить то на стены, то в сторону сцены. Как всегда, интерес вызвал вопрос громкости, на которой должен настраиваться зал. Важно понимать, что мы меряем на той или иной громкости - ведь если громкость небольшая, то мы настраиваем саму акустическую систему, если же на высоких уровнях - то уже взаимодействие этих систем с залом. Затронули тему спектроанализаторов, которые измеряют либо звуковое давление, либо акустическую мощность. Но у всех них есть один минус - они измеряют стационарный сигнал, и при наличии импульсных динамических сигналов (барабанами, например) могут быть значительные погрешности. Было отмечено, что наиболее оптимальная работа спектроанализатора осуществляется в режиме усреднения (Average), однако в случае необходимости измерения пиковых уровней можно переключить его в соответствующий режим.

Все повествование второго семинара было иллюстрировано звуковыми демонстрациями - был поставлен анализаторный микрофон, включены спекртоанализатор и эквалайзер, и на примере розового шума и нескольких треков с тестового диска Дмитрия Сухина аудитория убедилась во всех плюсах и минусах использования анализаторов и эквалайзеров. Эксперимент в очередной раз подтвердил правило - чем меньше ручек затронуто, тем лучше получится звук.

Скачать аудиоверсию второго семинара: часть 1 (26 мб), часть 2 (48 мб).

В конце обоих семинаров среди слушателей были разыграны призы - дисконтная карта от компании Dynatone и футболка. В дальнейшем традиция таких семинаров будет продолжена, тем для обсуждения еще много, пива в Билингве тоже много, да и листочков в тетрадках. Следите за новостями на сайте.

Аудиоверсии всех семинаров >>

Екатерина Кузнецова