Статьи

О саундчеке несколько слов

Проанализировав вопросы о саундчеках, заметил неверную тенденцию - большинство интересуется "как настраиваются барабаны" и "как настраивать мониторы" и "как настраивать порталы". Должен заметить, что это вообще не те вопросы, которые могут помочь провести саундчек быстро и с пользой. Попытаюсь рассказать свои соображения по этому поводу. Сразу оговорюсь, я предполагаю заранее, что звукорежиссёр в целом в курсе дела, что куда крутить и втыкать.

Для начала, нужен райдер. Райдер нужен не только группе, райдер нужен любому музыканту и звукорежиссёру. Каждый участник процесса должен чётко понимать, что именно ему нужно - сколько розеток, стоек, какие кабели и аппаратура, где он стоит и что делает. Для сложившейся группы необходим ещё и stage plan - схема расположения на сцене людей, мониторов, аппаратуры и электричества. Так называемый input list  (порядок включения источников в пульт)  нужен больше для звукорежиссёра, хотя в основном всё везде включается одинаково и похоже, уж первые 9-12 каналов, как правило, везде повторяются. Тем не менее, даже эти два листка могут значительно облегчить и, что самое важное, ускорить настройку и проверку звука.

Допустим, что у вас есть и то и другое и даже составлена бумага, в которой расписано, сколько нужно киловатт, пультов, подгрупп, стульев, пива и даже вписаны distressor и Lexicon 480 для страху (что в большинстве случаев особого значения не имеет, ибо ставят чаще всего то, что соответствует статусу группы, а не то, что в райдере написано). 

Не менее важная составляющая -  понимание музыкантами процесса "саундчек". Типичные проблемы, которые могут помешать:

1. Все одновременно лезут на сцену и начинают одновременно же включаться, играть и кричать через зал звукорежиссёру требования срочно дать голос в мониторы, убрать середину и т.д.

Лечится рабочими совещаниями с музыкантами. Определите порядок действий.Например, барабанщик до того, как сможет вообще играть, чаще всего крутит тарелки, подкручивает крепления и т.п. В этот момент можно проверять и настраивать микрофон вокальный или клавиши и т.д. Барабаны я обычно настраиваю вместе с басом и гитарой, ибо долгий стук по одному барабану особого смысла не имеет - зацикливаться на конкретных звуках стоит только в том случае, когда они в каше звучат не так, как хочется. Как правило, при одновременной игре басиста, гитариста и барабанщика удаётся  достаточно быстро настроить сразу основу. 

Важный момент: музыканты любят поиграть вам на чеке фри джаз, в котором непонятная суета по тарелкам и неагрессивные гитары - выжигать калёным железом такое :) Лучше всего играть музыку а-ля AC/DC, на крайний случай - RHCP, где  разряженные барабаны, всё слышно и просто, а главное не быстро и плотно. Только не забывайте просить барабанщика играть по томам. Добавлю, что вне зависимости от материала, громкую игру надо проверить всё равно.

2. Чаще всего, своих кабелей никто не имеет, что в ряде случаев может просто парализовать шоу. Особенно часто кабелей не имеют клавишники, уж не знаю, почему.

Не лечится, если вы только не носите с собой свои. Несколько раз были ситуации, когда в клубе кабелей не хватало. Извращались и чем-то жертвовали - имеет ли смысл?

Ещё по сетапу : клавишникам настойчиво рекомендую иметь пульты свои, потому что при  количестве инструментов более одной штуки, в  ряде мест наступает коммутационный коллапс. Если музыканты всё-таки покупают себе кабели - проконтролируйте по возможности эти покупки, потому что зачастую определяющий фактор для музыканта при покупке кабеля - цена. И джеки он туда способен припаять китайские, которые потом могут не влезть в китайские ди боксы, а ещё оно умеет ловить радио, выпадать из гитарного гнезда и вообще, привлекать к себе лишнее внимание.

Продолжая о сетапе, обращусь к барабанщикам - вы даже не представляете себе, как комфортно и удобно иметь свой пульт и наушники, поверьте, это в разы круче, чем пытаться из пластмассового JBL EON услышать бочку и всё остальное.  

3. Техническая грамотность музыкантов чаще всего оставляет желать лучшего. Вроде бы ничего сложного нет в устройстве ди-бокс, но народ может не знать, где у него вход-выход и что такое выход thru. 

Лечится с трудом, потому что, чаще всего, музыканты не очень хотят вникать в такие вещи, я их прекрасно понимаю, потому что сам не хочу вникать в ноты, например. Тем не менее, надо показать на дибоксе, например, все кнопочки, объяснив, как это работает и зачем это нужно, иначе придется бегать из зала на сцену для того, чтобы отжать pad или оторвать землю с помощью ground lift. 

Общая картина должна выглядеть так: слушаете порталы и вообще звук в клубе, оцениваете и анализируете. Если есть время, желание и умение - можно понастраивать порталы, процессоры и тому подобные вещи - это я пропущу, поверьте, не самое главное. Дальше. Допустим, вас всё относительно устраивает, вы понимаете, что в зальный звук вносят мониторы громко работающие, представляете, что и где гудит, находите всякие мёртвые зоны, эквалайзер покрутили (крутить начинайте с кнопки байпасс) и готовы уже озвучить площадку. Проверяете пульт - всё должно быть включено, куда надо, приходить и работать (так обычно не бывает, но надо к этому стремиться :)) Всё должно быть понятным и рабочим - мониторные линии, эффекты, outboard и т.п. Подготавливаете под себя пульт - создаете группы, если они вам нужны и т.д. Проверяете на сцене, что везде есть кабели, розетки, всё стоит, как надо и т.д. Расставляете микрофоны. От расстановки микрофонов звук зависит иногда не меньше, чем от всего остального - главное, представлять, что такое диаграммы направленности и чувствительность. 

Музыканты в это время включаются и проверяют своё. Обычно в этот момент со сцены идёт хаотичный шум гам - как раз есть возможность проверить и подстроить все микрофоны, какие есть на сцене, а иногда и проверить линии.В это же время неплохо бы настроить пару вокальных микрофонов. Можно просто принести один микрофон на пульт, включать его в нужные каналы и сразу настраивать. Один потом оставляете себе для общения со сценой, второй возвращаете на сцену, чтобы люди могли с вами говорить. Слушать лучше в наушниках, при нажатой кнопке pfl, ибо на сцене могут исполнять Back in black и одновременно негромко в микрофон просить вас добавить что-то в мониторы, а вы будете пытаться понять, на каком это языке :)

После отладки связи можно приступать уже к музыкальной части. Я обычно начинаю с настройки акустических инструментов - барабанов, да. Гитару я тоже отношу к этой категории, потому что гитара звучит из комбика и снимается микрофоном, значит, комбик в данном случае и есть акустический инструмент по сути. Как правило, время и способы настройки барабанов зависят от качества самих барабанов, уровня барабанщика и микрофонов. Если у вас резонирует бочка внизу - прежде, чем крутить эквалайзер и компрессор - попросите барабанщика перестроить бочку выше или ниже. Замените микрофон, если есть возможность (лучше вообще иметь свой). Если клуб маленький и медь слышно громко акустически - сократите оверхеды. Установите коннект с гитаристом, когда он не будет играть (это редкие минуты) и отрегулируйте громкость комбика так, чтобы он не играл громче порталов (только будьте готовы, что во время концерта он снова станет громче скорее всего). 

В идеальном случае, всё должно играть красиво при нетронутых эквалайзерах в пульте. Но идеальных случаев не бывает, поэтому приходится корректировать - старайтесь исходные сигналы получать такие, чтобы крутить их в пульте как можно меньше - ведь даже в самых дорогих пультах эквалайзеры все равно хуже лучших, но где они, дорогие пульты? :) Поэтому если есть возможность не пользоваться эквалайзером пульта - лучше не пользоваться. Тоже самое касается компрессии - если есть возможность не пользоваться - лучше не пользоваться (я сейчас говорю о случаях корректирующих, когда компрессия нужна не как творческий приём, а как необходимость) -  считаю, что пропускать малый барабан за $700 через компрессор за $100 нецелесообразно, так же, как и компрессировать бас гитару за $4000 дешёвым прибором. Если музыканта волнует его звук - он озадачивается и покупает своё и, как правило, хорошее, а получать со сцены сформированный сигнал, да ещё с правильного дибокса - очень важно.

После того, как группа из трёх инструментов зазвучала более-менее прилично - есть смысл быстро добавить туда клавиши и вокал и перейти к мониторам. Порядок раздачи разный, в каждой группе по-разному. Процесс, я думаю, всем известен и понятен, одно бывает плохо - музыканты, случается, не представляют, что им нужно в мониторах слышать, иногда встречаются полные невменько на эту тему, кто-то требует туда даже ревера и оверхеды - короче, психологам раздолье, но мы тоже немножко психологи, поэтому надо уметь создавать комфортную обстановку для музыканта, одновременно решая свои задачи. Ну, например, был у меня случай, когда девушка пела и всегда ей не хватало голоса - потому что её спрашивали  - "что вам в мониторы добавить?" - она просила всего понемножку и чтобы услышать потом голос - надо было его разгонять, а там и фидбек из-за угла подбегал и бил в ухо,  в итоге, после анализа обстановки на сцене, из её линии были убраны барабаны, гитара и бас - с тех пор всё у человека прекрасно. Я это всё к тому, что лучше побыть на сцене, если что-то долго настраивается - скорее всего, проблема пустяковая, только язык разный :)

Ещё очень важно понимать разницу между саундчеком и репетицией: саундчек занимает больше часа только в случае традиционных проблем с коммутацией, проблем с аппаратом, проблем с залом, а когда никаких форс мажоров нет - не имеет смысла проводить чек несколько часов, доводя звук до некоего мифического совершенства - начнётся концерт и всё будет по-другому, поэтому главная задача - чтобы всё работало, всё было удобно и подготовлено к первому номеру концерта - не надо чекаться на концерте (хотя и так бывает). 

А репетицию нельзя закончить, её можно только остановить. Как-то так.

UPD. Уточню свою позицию по поводу компрессии и эквализации. Сам я компрессию в целом люблю, как и эквалайзеры. Вопрос только в том, что большинство приборов, которые вы встречаете на площадках, тем более клубных, - это недорогие рабочие лошади с хорошим соотношением цена/качество, а в этом соотношении приоритет всегда не в пользу качества. Поэтому, я лично считаю, что если есть возможность всё включить в байпасс и при этом всё звучит, как вам надо - так и надо оставлять. Это не касается, повторюсь, случаев, когда применяются творческие решения, но в большинстве случаев звук бочки или вокала легче подстроить, заменив микрофон (или переставив его в сторону), а не накручивая эквалайзер в пульте.А что касается компрессии - просто не увлекайтесь. Иногда достаточно пожать в группе все барабаны в целом, чем корячить их по отдельности и получать в итоге плоские мыльные драм-машиночные звуки. Не забывайте слушать акустический звук барабанов - не надо из живого делать электронное - если стоит такая задача, надо покупать pad-s или DDrums.

Владимир Губатов

Добавка.

Внимание звукорежиссера на концерте должно быть занято музыкой, а не децибелами и герцами. Все децибелы и герцы выстраиваются в порядок на чеке. Отсюда большая ошибка музыкантов, выходя в зал, слушать баланс инструментов и делать замечания звуковику, типа вот баса маловато; еще большая ошибка - звуковика, потакать им, бросая все технические дела. Если не помогают простые слова и легкое, между делом, игнорирование их желаний, то приходится объяснять, что на чеке обычно музыкой не занимаются. На чеке занимаются техникой. Если на чеке я буду заниматься музыкой - балансами, эффектами, соло и прочим, то на концерте буду вынужден заниматься техникой - подправлять уровни, назначать мьюты и т.д. Соответственно, полноценного концерта может и не случиться. Выбор предоставляю вам, господа. Как правило, разумные музыканты понимают суть этих слов и успокаиваются.

 

Дмитрий Сухин