Статьи

Потренируем ушки

Потренируем ушки.

Для чего это надо? Известно, что звукорежиссерский слух отличается от музыкального, пусть и абсолютного. Вообще, дискуссии о слухе мне кажутся лишенными смысла: слух есть у каждого, только следует его потренировать.

Звукореж должен не только правильно определять высоту тона, интервалы, динамику, но и такие моменты, как искажения (нелинейные и интермодуляционные), маскировку, частоту тона, уметь отличить чистый синус от, например, меандра той же частоты. Эти навыки необходимы как в студии, так и в концертной практике.

Также следует потренироваться в определении искажений. Искажения в звуковом тракте преследуют разработчиков буквально от рождения. Борьба с минимизацией их идет всегда на всех фронтах. Окончательно победить их никому не удавалось и вряд ли когда-то удастся. Важно научиться их слышать и классифицировать. Об условиях возникновения искажений и способах борьбы с ними поговорим отдельно, а сейчас поучимся слышать их и распознавать. Искажения делятся на четыре основные группы: линейные (частотные), нелинейные, фазовые и интермодуляционные.

Итак, начнем, и для начала сходим к врачу. Почистим уши физически. Рекомендуется это делать хотя бы раз в год, и совсем нежелательно ковыряться в ухе спичкой или зубочисткой самостоятельно - можно остаться вовсе без ушей.

Первое упражнение для того, чтобы научиться отделять зерна от плевел. Где зерна и где остальное? Известно, что практически все эквалайзеры лучше работают "в минус", то есть на уменьшение. А значит надо уметь понимать, что мешает в звуке. Все мы с переменным успехом можем догадаться чего не хватает, а вот что мешает - не всегда. Между тем маскировка играет важную роль в восприятии звука. На принципах маскировки построены многие современные алгоритмы сжатия мр3, wma, atrac. Маскировка немаловажна и в аранжировке, а, соответственно, и в сведении.

Это упражнение потребует спокойной обстановки, и относительной тишины. Послушаем окружающий мир и выделим из этой тишины самый тихий звук. Пусть это будет шум листвы, например. Прислушаемся к нему и немного привыкнем. Привыкли? Теперь попробуем мысленно отодвинуть его в сторону и найдем еще более тихий звук. Где-то вдали стал слышен лай собак. Прислушаемся к ним и посчитаем их. Пересчитали? Так же мысленно отодвинули в сторону. Что дальше или глубже? Ага, шум воды у соседей... Еще тише и глубже. Вот так перебирая и отодвигая в сторону громкие звуки, погружаемся все глубже в мир тишины.

Следующее упражнение будет полезно для того, чтобы на лету определять частоту на которой произошла "завязка". Предварительно запомним несколько отправных точек.

  1. Октава - это удвоение частоты.
  2. Четко зафиксируем в голове частоту 440 Гц - ля первой октавы. При этом будем иметь в виду, что гудок снятой телефонной трубки что примерно 400 Гц.
  3. Посчитаем, что такое 1 кГц. Ля второй октавы - 880 Гц. Произведя несложные вычисления, получаем чуть выше си второй октавы.

Дальше, просим партнера-помощника в любой доступной программе генерировать в случайной последовательности 3-5 секундные синусоидальные файлы, а мы стараемся угадать. Когда угадывание станет увереннее, усложним задачу - попросим генерировать не синус, а треугольник. Такой звук будет казаться выше, чем синус той же частоты. Если сгенерировать меандр, то придется потрудиться, чтобы определить на слух основную частоту.

Синус частотой 440 Гц:

Треугольник частотой 440 Гц:

Меандр частотой 440 Гц:

Еще примеры сигналов разных частот >>

Еще усложним. Попросим создать файл из двух звуков в каком-нибудь многоканальном редакторе, в том же Nuendo, например. Научимся определять частоты составляющих таких вот "технических аккордов". Проще начинать с определения нижнего тона. Можно еще усложнить задачу и попробовать определить "аккорд" из трех тонов.

Теперь немного об искажениях.

С линейными дело обстоит не так просто, как кажется. Когда мы ощущаем недостаток какого-то диапазона в спектре, причина, как правило, линейна. К примеру, сознательный завал частот на эквалайзере, плохо протертые головки на магнитофоне ( :) ), неработающая "пищалка" в акустической системе( :) ) Причина же избытка может быть двоякой. В тракте возможен просто подъем АЧХ, но может и присутствовать продукт искажений, что тоже будет слышаться, как подъем на 3-4 кГц.

Самые коварные искажения - интермодуляционные. Коварны они тем, что на первый взгляд, похожи по звуку на нелинейные, однако, природа их может быть различна. Интермодуляция может возникнуть буквально везде, в любом тракте. Чаще всего это случается в акустических системах, но бывают и необычные случаи, например, модуляция "хвоста" ревера шумом квантования. В последнем случае могут возникать всякие экзотические эффекты, напоминающие микрофонную завязку там, где ее быть не может.

Научиться слышать эти искажения тоже можно. Создаем в любом многоканальном редакторе два файла один частотой 50-100Гц, другой - несколько выше килогерца. Начинаем с воспроизведения верхнего и постепенно медленно добавляем к нему нижний "голос". В определенный момент мы, еще не слыша отчетливо нижнего голоса услышим, как начинает "рваться" верхний, появляется еле заметная хрипотца в чистом верхнем тоне. Вот это и есть интермодуляционные искажения.

Вот такой эксперимент получился с частотами 1200 Гц и 62 Гц:

Продолжим тренировки, совмещая звуки разных частот. На следующем этапе можно создать какой-нибудь восьмибитный файл, для того, чтобы ясно слышался шум, преобразовать его в 16 битный (полученный шум при этом никуда не денется), уменьшить его уровень примерно до -20 дБ и к нему "приклеить" на очень маленьком уровне "реверный хвост". Полученный результат можно немного усилить, но и в исходном таком файле можно обнаружить интересные звуки, которых раньше не было нигде.

Мы поговорили о тренировке звукорежиссерского слуха. А вот небольшой подбор ссылок о тренировке слуха в более широком смысле:
http://www.ark.ru/ins/training/index.html
http://www.agoge.ru/2007/09/18/periphery/
http://www.amina.com/kamina/6826.html
http://soit.ru/magick/mag11.htm
http://www.realyoga.ru/Classic/364/

И еще заметка в жж о том, как не оглохнуть в этом страшном мире:
http://dimm56.livejournal.com/56974.html

Дмитрий Сухин