Статьи

Немного об озвучивании барабанов

 Прежде, чем писать, их следует настроить. Вопреки распространенному мнению, барабаны настраивают не по терциям, а по квартам. Более того, поскольку барабаны имеют свой основной тон, в идеале они должны строиться в тональности произведения. Такое утверждение может показаться неожиданным, но послушав хорошие современные записи, в этом несложно убедиться. Пластики для записи должны быть новыми. Какие - фирма и тип - решает барабанщик исходя из своих предпочтений, но недопустимо ставить резонансный пластик одинаковой толщины с основным. Еще момент: для записи лучше однослойные пластики, хотя они иной раз и убиваются за одну сессию.

К вопросу о том глушить или не глушить. Конечно, нет. Переглушенные томы напоминают стук лепешек от проходящего мимо козла. Хорошо настроенный том должен звучать с легким коротким нисходящим глиссандо. Продолжительность отзвука должна быть примерно одинаковой у всех томов.

Бочка, пожалуй, самый спорный инструмент в ударной установке. Первый вопрос - что делать с передним пластиком: снимать или не снимать, резать дырки, не резать. Пластик лучше не снимать, а резать в зависимости от задач. Джазовые люди пластик режут редко, все остальные - часто. О заглушке бочки тоже немало дебатов. Лучше, конечно, если инструмент хороший, не глушить. Хорошего звука можно добиться правильным подбором и правильной расстановкой микрофонов. Зато при сведении у вас будет больше пространства для маневра, больше возможностей получить необходимый вам звук безо всяких ухищрений типа подмешивания сэмплов. Если все же приходится глушить, то делать надо аккуратно. Свитер, прижатый к рабочему пластику сценическим грузом убивает звук напрочь. Лучше всего такой способ: отрезаете лист поролона длиной равной длине окружности большого барабана (придется вспомнить геометрию), шириной чуть больше глубины его - чуть больше расстояния между пластиками - и закладываете этот лист внутрь так, чтобы он вошел слегка враспорочку. Таким образом, будет аккуратно и равномерно задемпфирован передний пластик, почти полностью сохранится объем, а значит и звук. Какие и как ставить микрофоны на бочку - сколько бочек, столько и мнений, и может быть темой отдельной статьи. Замечу лишь, что в погоне за звуком, на бочке может стоять 3-4 микрофона. В последнее время для получения более полного и объемного низа применяют обычные динамики в качестве микрофонов. Фирма YAMAHA сделала даже такой специальный микрофон на основе динамика от популярной акустической системы NS10.

Несколько слов о железе. Следует иметь ввиду, что диаграмма направленности почти всех тарелок - восьмерка в плоскости, перпендикулярной плоскости самой тарелки, а хай хета, напротив, в плоскости самих тарелок хета. Соответственно, микрофон у хета следует устанавливать так, чтобы он был сбоку, но не ловил задувание от схлопывания тарелок. Например, так (рис.1). Или как на рис.2.

При такой постановке диафрагма микрофона расположена вдоль низкочастотной волны схлопывающегося хэта. Поскольку диафрагма тонкая, она реагирует только на высокие частоты, сопоставимой длины волны. При такой постановке не будет "кастрюльной" верхней середины, которую с переменным успехом пытаются убрать эквалайзером.

Отдельная тема - установка оверхедов. Оверхеды, вообще-то, предназначены для озвучивания не только тарелок, как у нас порочно считается, а всей установки! У нас их почему-то ставят так (рис.3)

На рис.4 вообще не понятно, что микрофон ловит - обращен рабочей стороной к барабанщику. Сопение его, что ли?

То, что показано на 5 и 6 картинках, и вовсе криминал - неправильно стоящие оверы и хет, с ветрозащитой в студии!! Ветрозащита фатально изменяет частотную характеристику и характеристику направленности микрофонов!!

После чего следует шаманство с эквалайзером, но оверхед потому так и называется, что ставят его над головой!

Попробуйте поставить так, как показано на рис. 7. Направьте правый овер в сторону первого тома, левый - в сторону второго, перекрестно. Тогда сами тарелки микрофоны будут ловить более мягко, в балансе с остальной установкой. Крайне желательно подзвучить отдельно ride-тарелку по двум причинам - она тише, чем crash и во многих музыкальных стилях у нее доминирующая функция.

Очень удачный вариант постановки оверов (рис. 8):

Здесь (рис. 9) стойка хоть и стоит спереди, но ловит тарелки сзади.

Дмитрий Сухин

Читать на эту тему: статья Дмитрия Сухина в журнале "Звукорежиссер"