Статьи

Случай в цирке

 

Конечно, цирк не предназначен для концертов, но у нас - особая страна, где все возможно. И возможно не потому, что так захотели организаторы или артисты, а просто больше негде. Крайне мало приличных залов в стране. Пригодных для музыки в каком либо ее выражении - единицы! Вот и сейчас случилось - Кисловодский цирк. Давным давно, когда деревья были большими, а динамики слабыми, соотношение "мощность/вес" не в пользу мощности, а в пользу объема занимаемого пространства, акустические системы обычно ставили в оркестровую ложу (рис. 1).

Рассмотрим, что слышит в этом случае артист, стоящий на арене (рис. 2). Первым к нему приходит звук от мониторов. Далее, он слышит излучение порталов, стоящих сзади и первые отражения их излучения от ближайших стен и арены. Поскольку стены круглые, то количество этих отражений и их порядок вычислить сложно. Чуть позже приходит отражение от купола. И напоследок к бедному артисту прилетает отражение мониторного звука от купола и стен. Представляете, какая каша в голове у него варится, которую артист с завидным упорством вываливает на голову бедного звуковика??

Попробуем облегчить ему жизнь, а заодно и свою голову побережем, для чего ее надо включить и подумать. Понятно, что полностью избавиться от всех отражений невозможно, даже если мы залепим стены и купол матрасами, значит, надо их минимизировать. Анализируем предыдущий абзац: совсем убрать мониторы мы не можем, так же как и совсем убрать порталы. Но вот правильно их расставить - в наших силах (рис.3)

Для начала, попросим нашего артиста встать точно в центр арены. Для чего? В такой симметричной аудитории любая несимметрия - лишние неконтролируемые отражения. Следовательно, нужно от них избавиться. Поставив артиста в центр, мы, естественно, не избавляемся от отражений, но создаем такие условия, когда они от голоса его самого приходят одновременно. Далее, тщательно сфокусировав мониторы на артиста, и уменьшив уровень их звука до максимально приемлемого, совмещаем отражения от голоса артиста и его мониторов.

Так, например, стационарно подвешен Community в Ереванском новом цирке. А что делать прокатчикам? Если нет возможности подвеса? А ее всегда нет?! Предлагаю несуразную для современной музыки конфигурацию цирка использовать себе на пользу! Для этого потребуется не так уж и много: иметь достаточное для озвучивания каждого сектора количество равноценных акустических систем. Вешать ничего не будем, а поставим их на край арены напротив каждого сектора и направим так, чтобы они излучали вскользь по подъему сектора (рис. 5). Для этого, безусловно, придется соорудить из подручных материалов какие-то упоры и крепления, но наш брат сметлив, и это не помеха.

Это еще не все. Вернее, почти все, но не совсем. В цирке, очевидно, стерео звук - дело бессмысленное. Сводим все в моно и ставим линию задержки на порталы. Время задержки выставляем соответствующее расстоянию от лежачих " порталов" до "фокуса" звука мониторов, то есть, практически, до центре арены. Таким образом, мы наши порталы виртуально совмещаем с мониторами и с артистом, соответственно многократно уменьшая количество паразитных отражений. Проверено - работает!

Дмитрий Сухин