Интервью и беседы

Дмитрий Сухин отвечает на вопросы

 

Новые вопросы - новые ответы!

Дмитрий, здравствуйте! Меня зовут С., гитарист А.П. Я читал Ваш отчет о Крутушке - очень здорово. И хотел попросить немного расшифровать про "непьющего", который "плохо прописан".)) Вы имели ввиду бас-гитару, да? И может есть еще какие-то замечания - было бы очень интересно услышать Ваше профессиональное мнение. Заранее благодарю за ответ! P.S. Звук на фестивале действительно был очень качественный, и это во многом Ваша заслуга!

 

Добрый день! Я скорее имел в виду не бас гитару, она-то как раз прописана вполне приемлемо, (Не Гребстель ли бас писал, случайно?) а имеющийся в некоторых произведениях синтезаторный бас. Вот он плохо управляем. Как я понимаю, там же, на той же стереопаре в некоторых местах записаны прочие звуки, "подушки" и т.д. Хорошо бы это разнести поканально. Многие сэмплерные и синтезаторные звуки (особенно FM синтеза) имеют пренеприятное свойство - они плохо "рулятся" эквалайзерами. При этом совершенно неважно, каков EQ - цифровой или аналоговый. Поэтому звуки для концертной работы следует подбирать особенно тщательно: они не должны быть "резиновыми", это снова касается баса, должны быть более округлыми, конкретными, с выраженной атакой, и ни в коем случае с поднятым низом. Пусть его, низа, будет меньше, концертный аппарат, как правило, его вытянет. Спасибо и Вам за музыку и отзывы! :)

Д.С.


 

Добрый день, Дмитрий. Меня зовут Юрий, я из Минска. Работаю концертным звукорежиссёром нескольких живых коллективов. Читал несколько ваших статей, а так-же ваш сайт "Советы бывалых". С большим интересом и уважением читаю ваши статьи. Вы не могли бы ответить на пару моих практических вопросов, буду вам очень благодарен. В вашем райдере вы указываете линии задержки- для чего вы их используете? Почему угол между мониторов в первой линии строго 120 градусов и почему драйверами наружу? (я тоже на лидера прошу два монитора, но когда сам выхожу и слушаю на сцене- в первой линии с двумя и более мониторами всегда фазовые проблемы и как их решить я пока не могу понять). Спасибо большое.

С уважением, Юрий.

Линией задержки я виртуально отодвигаю порталы назад, совмещая их с барабанами. Звук становится точнее, атаки живых барабанов и звука из порталов совмещаются, не происходит "размыва" и двоения. К тому же из-за фазовых изменений звук мощных мониторов не так лезет в зал, а артист меньше слышит излучение задней стенки субов порталов.

Над ответом на последующие вопросы приглашаю подумать самому :) Какова характеристика направленности суперкардиоидного микрофона? Где его зоны наименьшей чувствительности? Ну, а насчет драйверов наружу Вы ответили сами себе следующей строчкой. Фазовые проблемы из-за близкого расположения драйверов - их зоны излучения могут перекрываться - возникает интерференция. Еще фазовые проблемы из-за интерференции могут возникнуть по причине отражения звука драйвера от пола сцены. Решение: повернуть монитор так, чтобы излучение его драйверов меньше "падало" на пол или покрыть пол сцены, например, ковролином для небольшого поглощения ВЧ составляющей.

Д.С.

 


В процессе попутных мини-мастер-классов во время гастролей Дмитрий Сухин получил несколько вопросов, которые, возможно, будут небезынтересны читателям нашего сайта.

 

Летом вытащили 2 комплекта аппарата на улицу:
1) 4 сателлита на 15 и 4 суба на 18, усилители вроде Digisynthetic, модуль распределения той же фирмы. 2 полосы - сателлиты, субы.
2) 2 сателлита 2*15, вч 1,5 дюймов и 2 саба 2*18, усилители LabFgruppen, DBX Drive Rack 260. 3 полосы, сателлиты в биампе.

По громкости (а может шумности) первый комплект оценивался громче. Пинающий бас. Не хватало прозрачности, обьемности. 2-й комплект звучал тише, и при проигрывании записей в МР-3 и аудио CD (неизвесно с чего записанных) разница была незначительна (но стоимость его в 2 раза больше). Только с оригинальных CD аппарат зазвучал явно выигрышно. Чистота, прозрачность, объемность фонограммы явно были в выигрыше. Вопрос: закономерное явление по громкости?

В.

Помимо того, что в первом варианте системой развивается большее давление за счет большей мощности и большей общей площади излучающих поверхностей, это явление в немалой степени психоакустика. Дело в том, что среднестатистический человек воспринимает громкость больше по количеству искажений, чем по реальному уровню давления. Например, 20-ваттная самоиграйка, если накручена так, что хрипит, будет восприниматься с большим отторжением (в том числе и мной), чем 10 киловаттный аппарат, раскрученный наполовину. Усилители, а особенно, процессор Digisynthetic, значительно уступают в качестве LabGruppen'ам.

Большее количество активных полос усиления во втором случае - результат более качественного звука за счет значительного уменьшения интермодуляционных искажений, котороые весьма остро воспринимаются человеческим слухом. В mp3 уже присутствует достаточное количество комплексных искажений, поэтому добавление еще некоторого количества, особой погоды не делает. Отсюда незначительная разница между комплектами при воспроизведении не очень качественных фонограмм.

Д.С.


Прочитал на сайте Ваши статьи о том, как не надо распологать АС. Когда мы ставимся в цирке, то располагаем порталы двумя вариантами. Вариант первый (фото прилагается) - организаторы выделили минимум времени на постановку аппарата, и вариант второй, когда времени в достатке. Хотелось бы узнать Ваше мнение.

Г. И.

Вариант 1:

 

 

 

 

Вариант 2:

 

 

 

 

 

 

 

Полагаю, что из двух зол выбирая лучшее, следует остановиться на втором варианте. Первый плох несколькими моментами - будут сильно резонировать проходы, и, из-за недостаточного раскрыва по вертикали - будут плохо озвучены верхние ряды, а те, кто сядет рядом - удушены звуком.:) Общая равномерность озвучивания лучше во втором варианте.

Д.С.


Не так давно мы приобрели линейный массив Proel Axiom 3210P. Процессор, который отвечает за всю эту петрушку, не "родной", а DBX Drive Rack (комплект "серый"...), соответственно, мы не знаем частоту раздела полос и добротность в акустике между Lo и Mid. Сабы мы используем DAS 218 (активные, со встроенным фильтром, верхняя полка 160 Гц). Также не знаем частоту раздела и добротность между Mid и Hi. Вы не сможете нам подсказать, по какому пути идти, чтобы правильно настроить наш аппарат? Что для этого надо? У нас есть программа EASE Focus, ей мы определяем накрытие залов, а вот с разделением частот - засада... На официальных сайтах Proel и так далее мы подобной информации не нашли.

И. и Ю.

Официальная информация вот здесь.

Прямого указания на частоты раздела нет. Однако, существует несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Между верхом и верхней серединой - встроенный пассивный фильтр. 3" драйвер верхней середины вполне работоспособен с 1 кГц и несколько ниже, даже с 700Гц. 10" вуферы сателлитов по паспорту - от 75 Гц. Ваш саб от DAS - до 160 Гц.

Это исходная информация. Теперь некоторые выводы: частота раздела должна быть выше нижней частоты воспроизводимой динамиком примерно на октаву, отсюда напрашивается частота раздела между сабом и сателлитом где-то 150 Гц. Верхняя граница саба сюда укладывается. Частоту раздела середины и верхней середины можно пробовать от 800Гц. Особо опускать ее не стоит, но и задирать выше 1500 тоже не следует, так как 10" качественно выше не отработают. Самое неприятное то, что 18" и 10" согласуются плохо. Слишком велик разрыв между эффективно воспроизводимыми частотами. Гораздо лучше такие варианты: 18 и 12; 15 и 12; 15 и 10 и т.д. Не зря один из лучших линейных массивов L'Acoustics VDOSC сконфигурирован так — сабы 18", сателлиты — 2х15". Часто мне приходится работать на Adamson в конфигурации, как у вас, и явно слышен недостаток того мид-баса, что делает бочку бочкой, а бас басом. Пропадает тот самый Kick, что находится как раз в диапазоне 100-120Гц. Поэтому предложил бы опустить частоту раздела до 120, а крутизну спада увеличить до 36, а то и 48 dB/oct. Так же необходимо включать и обрезной фильтр на частоте герц 30-40 и крутизной не менее 24 dB/oct. Следует исходить из количества сабов, чем их больше на сторону, тем выше можно поднимать частоту и увеличивать крутизну обрезки снизу — низа будет достаточно из-за увеличения суммарной площади излучения, а динамикам при этом будет легче жить.

Неплохо было бы прогнать анализатором аппарат по полосам и подкорректировать в dbx мелкие "моды", также внимательно выставить фазовые переходы. Из подручных средств можно использовать сгенерированные в любой программе импульсы.

Какова должна быть добротность между Mid и Hi?

Здесь можно применить несимметричную фильтрацию (такое тоже бывает): со стороны Hi – 12 dB/oct, Со стороны mid – 24, но надо слушать.

Д.С.


Помимо вопросов приходят и такие письма:

Добрый день, Дмитрий.

Вот так случилось, что, не читая ваших статей, мне пришлось встретиться с вами на концерте. Первое впечатление меня не обмануло - открытость, знание дела, и, наверное, бескорыстная любовь этой профессии. Приехав после Кирова, утром решил позвонить, чтобы договориться посмотреть на Вашу работу в Казани. Еще раз убедился в высоком уровне профессионализма и искреннем желании поделиться опытом с теми, кто этого действительно хочет.

Скажу сразу, что эти два концерта для меня наверное являются отправной точкой. Многие вещи открылись с другой стороны.

Коротко о себе. С 6 класса занимаюсь радиотехникой. Усилители, колонки, цветомузыки. Позднее игра в ВИА - 80-81 г. - ударные, далее после армии - дискотеки. Но школьное увлечение оказалось болезнью неизлечимой. Казалось бы все хорошо - пед институт, высшее образование - учитель физической культуры. Работа директором спортивной школы 12 лет. Но аппаратура всегда рядом. Институт, учитель в школе, директор.

В 2000 поставил крест на педагогической работе. Занялся "технической стороной" вопроса. Дискотеки, небольшие программы, фестивали, городские мероприятия. Теперь в арсенале небольшой павильон для уличных мероприятий. Немного света.

Подобрался к концертному звуку. Купил пульт Allen & Heath GL2800 32 входа 10 AUX. Трехполосная АС, DAS. Усилители LabGruppen, серии FP. Обработка TC Electronic (M-One. Two) динамическая - DBX. Безумо нравится живой звук. Но город маленький - 48 000 чел. плюс столько же район. Поэтому приходится пробиваться вперед, общаясь со звуковиками Казани, Кирова, Ижевска. Катаюсь по Татарстану, хотя живу в Кировский обл. До Кирова 350 км. До Казани и Ижевска - 200 км. Искренне рад встречи с Вами. Почитал сегодня сайт. Очень много интересного. Нашел еще друга в Казани. Возможны совместные проекты. PS. Прокатчики из Ижевска сказали, что Ваша программа была лучшим ЗВУКОМ в их городе. Они не знали, что я был на 2 концертах. Так что огромное спасибо Вам за вашу работу и за время, которое потратили на нас. Надеюсь, что это на последняя встреча.

К.В.